- Художникам иногда приходится идти на крайние меры и закрывать свои галереи
- Пять самых дорогих цифровых объектов на рынке NFT
- Токен — это просто сертификат со ссылкой на ваше изображение, который продают за деньги
- Новая жизнь диджитал-художников
- Я хочу купить или создать NFT, что мне нужно сделать?
- Сколько можно заработать
- NFT-мемы
- Тотализатор для художников
- Что нас ждет в виртуальном будущем
- Кто такой этот ваш NFT?
- NFT – это хайп или искусство будущего?
- Кризис галерей
- NFT в России
- Что можно токенизировать?
- Зачем вам знать про NFT-искусство
- Если вы дизайнер или художник
- Если вы пиарщик или маркетолог
- Художник-коллекционер
- Токен к токену
- Кто этим пользуется?
- «Решил держать»
- Где продают и покупают NFT
- Раскопать талант
- Трейдеры зарабатывают на NFT-кредитах
- При поддержке Эрмитажа
- Какие у меня риски при покупке?
- NFT-транзакции вредят природе и приближают нас к глобальному потеплению
- Бэнкси для поколения Z
- Кто все это покупает?
- Проблемы NFT, которые влияют на художников
Художникам иногда приходится идти на крайние меры и закрывать свои галереи
«К сожалению, я вынужден полностью закрыть свою галерею на DeviantArt» — такое сообщение опубликовал комиксист Лиам Шарп, рисовавший серии Green Lantern и Wonder Woman для DC. Его работы украли со странички на DA (художник пользовался площадкой 14 лет) и выставили на продажу в виде NFT-коллекции.
Шарп жаловался администрации OpenSea и требовал удалить со страниц магазина свои работы, однако, по словам художника, «его неоднократно проигнорировали».
В свете событий администрация DevianArt ввела систему DeviantArt Protect, которая призвана обезопасить художников от кражи работ. Однако система не защищает арт напрямую, а лишь отслеживает случаи, когда его заливают на NFT-площадки без разрешения, после чего присылает художникам уведомления. Дальше они должны слать жалобы на контент и разбираться самостоятельно. Систему разрабатывали в сотрудничестве с площадкой OpenSea.
От действий злоумышленников в том числе пострадали художники Loish, Nesskain, Андре Риос, концепт-художник «Детектива Пикачу» Р. Дж. Палмер и русская художница Ольга Ануфриева, работы которой на NFT-сервисах заметили подписчики.
Пять самых дорогих цифровых объектов на рынке NFT
Свергнутый Трамп и панки-инопланетяне: пять самых дорогих цифровых объектов на рынке NFT
Токен — это просто сертификат со ссылкой на ваше изображение, который продают за деньги
Художники Antsstyle и Erika-Xero отмечают, что сам по себе токен — оригинальный и невзаимозаменяемый, однако привязать его можно к любому файлу и сколько угодно раз. То же самое могут делать и злоумышленники, причём использовать картинки и видео, уже привязанные к другим токенам, никто не запрещает.
Например, если вы удалите свою работу или её удалит площадка из-за нарушения авторских прав, токен останется у владельца — и его можно будет использовать повторно (в нём просто останется соответствующая пометка). Если покупатель и художник не заключили стороннее соглашение о передаче авторских прав, то все права целиком остаются у автора работы, какую бы он цену не просил за NFT.
По сути токен — это оригинальная цифровая подпись (сертификат) со ссылкой, которая ведёт к jpeg-файлу (то есть файла в нём нет). NFT не даст скопировать блокчейн, в рамках которого тот работает, но вот копировать и перезаливать файл площадки не запрещают.
Новая жизнь диджитал-художников
Что такое NFT? Дословно аббревиатура расшифровывается как non-fungible token, то есть невзаимозаменямый токен. По сути, NFT является аналогом ценных бумаг. Покупка NFT-токена закрепляет за человеком право на владение цифровым объектом в интернете: гифки, картины, фотографии, аудио или любого другого купленного им файла.
И стоимость этих объектов варьируется от сущих грошей до десятков миллионов долларов. Например, торги за коллаж из 5000 работ «Everydays» диджитал художника Майка Винкельмана, известного под творческим псевдонимом Beeple, начинались с сотни долларов и дошли до $69,35 млн.
Глупость или гениальность: почему покупка картинки в интернете за $69,3 млн может стать лучшей инвестиционной идеей
До сих пор диджитал-художники зарабатывали, в основном, работами «на заказ» и реальными художниками их считали редко. Кроме того, их работы было попросту негде продавать. Появление NFT показало, что они создают настоящее востребованное искусство и могут зарабатывать, занимаясь творчеством.
Я хочу купить или создать NFT, что мне нужно сделать?
Рост популярности NFT совпал с ростом индустрии, или, правильнее сказать, рост индустрии этому способствовал. С развитием NFT появилось достаточно большое количество маркетплейсов, которые продолжают развиваться и в новом году. Среди них: OpenSea, Rarible, SuperRare, NiftyGateway, Foundation, AtomicMarket, Portion, Ephimera, Mintable и еще множество других. Человеку, далекому от мира криптоискусства, сложно разобраться, в чем разница и где лучше покупать и продавать работы. Поэтому мы решили спросить у эксперта.

griffitc.eth (CEO NFT Russia)

«OpenSea – одна из самых первых платформ. Это как глобальный рынок – все, что ты делаешь на других платформах, транслируется на OpenSea. Он хорош относительно недорогой стоимостью одного газа. То есть при создании коллекции ты платишь один раз, а все последующие работы загружаешь бесплатно. Что касается других платформ, например Rarible, там придется постоянно платить за минт.
На платформе Foundation все в два раза дороже, чем на том же Rarible. Потому что помимо минтов ты еще делаешь листинг (размещение на маркетплейсе). Без этого ты не сможешь участвовать в аукционе.

Где лучше продавать – сложный вопрос, все зависит от проекта. Если это генеративная коллекция, ее стоит продавать на OpenSea, потому что люди туда приходят именно за такими вещами. Также есть закрытые площадки, например Foundation. Попасть туда можно только по приглашению от уже зарегистрированного пользователя. Еще сложнее попасть на площадку SuperRare, там нужно получить инвайт не от обычных пользователей, а от самих основателей платформы».
Сколько можно заработать
Начнем с произведения, после которого про NFT-искусство заговорили все крупные издания – цифровой коллаж художника Beeple «Everydays: The First 5000 Days». 11 марта 2021 работа была продана на аукционе Christie’s за 69,3 млн долларов. Как ясно из названия, картина состоит из 5000 изображений – художник рисовал по одному изображению в день на протяжении 13 лет, начиная с 1 мая 2007 года.

Знаменитый коллаж Beeple за 70 млн долларов. Рассмотреть детали можно на сайте Christie’s
Конечно, никто бы не купил за такие деньги коллаж ноунейма: на момент продажи Beeple уже имел 1,8 млн подписчиков в запрещенной теперь соцсети с картинками, сотрудничал с брендами Louis Vuitton и Nike, а также создавал декорации для выступлений Кэти Пэрри и Childish Gambino.
История очень показательная: на NFT-искусстве больше всего зарабатывают те, у кого уже есть громкое имя. Оно становится обоснованием стоимости произведения.
При этом громкое имя не противоречит тому, что художник может оставаться анонимным (спросите Бэнкси!). На сегодняшний день самый дорогой NFT был создан цифровым художником Pak. Никто не знает, кто скрывается за этим ником – высказываются предположения, что это вообще может быть группа лиц. Первый свой NFT он представил в феврале 2020-го, в 21-м сотрудничал с Sotheby – за три дня продаж коллекции работ The Fungible покупатели потратили $17 млн.
В декабре 2021 работа Pak «The Merge» была продана на маркетплейсе Nifty Gateway за $91,8 млн. Интересен способ продажи: картиной совокупно владеют 28 тысяч человек. Она продавалась по кусочкам стоимостью от $299 (для тех, у кого уже были картины этого художника) до $575 и выше в последние часы аукциона. Теоретически все эти люди могут «собрать» картину воедино и продать ее как целое – конечно, при условии, что на нее найдется покупатель.

Самый дорогой на сегодня NFT – «The Merge» от художника Pak. Стоимость – $91,8 млн
Потенциально это делает Pak самым «дорогим» художником в мире среди живущих, хотя однозначного мнения в среде искусствоведов по этому поводу нет. Предыдущий рекорд принадлежал Джеффу Кунсу – его скульптуру кролика на аукционе Christie’s в 2019 году купили за $91,1 млн.

«Кролик» («Rabbit») Джеффа Кунса был приобретен в 2019 году за 91 млн долларов. Источник фото
Кстати про Бэнкси. Его работу «Morons» («Дебилы») также превратили в криптоискусство. Блокчейн-фирма Injective Protocol выкупила ее за 95 000 долларов, оцифровала ее, а затем сожгла физическую копию, записав процесс на видео. NFT-картину 7 марта 2021 продали на Open Sea за 400 тыс. долларов.
В этой истории забавны две вещи. Во-первых, сожженная картина была одной из 500 копий, созданных Бэнкси в 2007 году, и мы сейчас посчитали только неподписанные копии. Приплюсуем еще 450 подписанных экземпляров. Получается, что в мире остается еще около тысячи аналогичных картин на бумажном носителе. Во-вторых, занятно само содержание картины, точнее, надпись на ней: «Я не могу поверить, что вы, дебилы, действительно покупаете это дерьмо».
Injective Protocol сжигает картину Бэнкси, чтобы сделать из нее NFT
Из российских художников одним из первых криптоискусство освоил Покрас Лампас: его работу «Transition» в прошлом марте купили за «скромные» 28 тыс. в долларовом эквиваленте.

«Transition» – проекция работы Покраса Лампаса на Чиркейскую ГЭС – стоила 28 тыс. долларов
Очень прибыльной оказывается продажа коллекций NFT. Канадские разработчики Мэтт Холл и Джон Уоткинсон (вместе – Larva Labs) в 2017 году создали серию CryptoPunks из 10.000 персонажей. Каждый из них сгенерирован компьютером и уникален. Изначально Larva Labs выпустили их практически бесплатно – нужно было оплатить только стоимость транзакции на блокчейне Ethereum, порядка 11 центов.
Персонажей быстро разобрали, и они стали предметом коллекционирования. На сайте разработчиков можно посмотреть актуальную статистику по «криптопанкам». Самый дешевый на момент написания статьи (из 10 тысяч персонажей) стоит в долларовом эквиваленте 195,5 тысяч. Самые дорогие сменили уже несколько сотен владельцев. Средняя стоимость продажи одного персонажа в прошлом году составила 267 тысяч долларов. Создатели, скорее всего, не остались в накладе и получают роялти с каждой продажи.

Самые дорогие «криптопанки». Дата внизу – это дата последней сделки. За основу сортировки взята сумма в Ethereum, в скобках – стоимость каждого персонажа в долларовом эквиваленте. Она составляет от 23,7 млн до 7,57 млн долларов
NFT-мемы
11 февраля 2021, создатель мема Nyan Cat разместил его на маркетплейсе Foundation за 3 Ethereum. Покупатель нашелся быстро, и началась цепочка перепродаж. 19 февраля 2022 мем был куплен в очередной раз уже за 300 Ethereum. По текущему курсу это чуть больше чем 906 тысяч долларов.

Мем за 900 тысяч долларов
Героиня этого снимка, Зои Рот, продала его 17 апреля 2021 за 180 Ethereum – порядка 495 тысяч долларов на момент сделки.

Этот мем стоит полмиллиона долларов
Тотализатор для художников
Вдовенко имеет в виду работу, которую он подписал как I got drunk («Я напился»). Произведение купили за 0,13 ETH ($232). Всего художник заработал на NFT «мало денег» — за девять работ, опубликованных на Foundation, он выручил 13 ETH ($23 000). Теперь Вдовенко планирует, как и ранее в своей карьере, заниматься оформлением видеоигр, а также продолжать выставлять свои работы, но уже бесплатно.
О трудностях другого рода Forbes рассказал художник и графический дизайнер frm46 (Евгений Зубков) из Санкт-Петербурга. Зубков узнал об NFT еще несколько месяцев назад, но вышел на площадку Foundation только в начале марта, после того как стали появляться новости об успешных продажах работ российских художников.
«Правда всегда где-то между двумя неправдами»: как картины Эдварда Мунка воплотили в себе дух времени
По словам Зубкова, из-за загруженности он никак не мог найти время, чтобы изучить эту тему. К тому же отпугивала необходимость погружаться в непривычную сферу. «Когда только начинаешь изучать эту тему, на тебя сразу сваливается гора новой информации. Особенно если до этого не имел дел с криптовалютой, — рассказывает он. — Поэтому многие художники, привыкшие к стабильной схеме работы, либо долго не решаются выйти из зоны комфорта и потратить время на изучение вопроса, либо вовсе отказываются вникать. Но, как и в любом деле, главное — начать».
Первый дроп Зубкова — изображение «криптогопника» с битой CryptoGop. Он продал его 6 марта, всего за сутки, по цене 0,9 ETH ($1620). В общей сложности за три дропа художник заработал 3 ETH (более $5300). «Это удивительно, хоть сумма и небольшая для крипторынка», — резюмирует Зубков.
Художник Никита Реплянский обращает внимание на тот факт, что художники зарабатывают в эфирах (он же Ethereum, сокращенно ETH), а не долларах, в то время как курс криптовалюты «пляшет как американские горки». Основатель Snark.art Алехин отмечает, что многие инвесторы спекулируют на ценах, пытаясь «взвинтить их до невозможности». «Криптовалютчики делают это, чтобы попасть в новости и привлечь внимание к рынку. А это возможно только за счет очередного рекорда», — говорит эксперт.
По словам Алехина, часть художников тоже пытается нажиться на хайпе. «Но через несколько месяцев наступит «NFT-зима», и цены на многие работ упадут и уже не поднимутся никогда, — прогнозирует эксперт. — Но у настоящих художников, художников с репутацией, которые делают глубокие, интересные работы, все будет в порядке».
Что нас ждет в виртуальном будущем
Известные современные художники — Покрас Лампас, Миша Мост, коллектив AES+F и другие — почти сразу начали заниматься NFT. Через некоторое время подключились музеи — например, Эрмитаж продал пять NFT-токенов картин из коллекции музея и заработал на этом более ₽32 млн.
С купленным NFT можно выйти в метавселенную, рассказывают эксперты. Например, делать выставки цифрового искусства в онлайн-галереях. Пока метавселенная только на стадии развития, NFT-арт можно выставлять и в офлайн-музеях — в виде QR-кодов или просто на экранах. Но нужно помнить, что обладание цифровым произведением не предполагает обладания авторским правом на него — то есть, нельзя, например, нанести изображение на футболку и начать продавать.
NFT — это часть общего процесса технологического развития, уверен Brickspacer. Технология NFT будет постепенно появляться все в большем количестве сфер — например, в виде сертификата об окончании обучения в университете. Аватары придут на смену материальным ценностям — через 5–10 лет среди подростков популярнее будут те, у кого самые дорогие аватары или самая большая коллекция виртуальной одежды.
Артем Антонян добавляет, что в будущем большинство людей все больше начнут уходить из привычной реальности в виртуальную. Это не всегда плохо — люди смогут прожить счастливую жизнь в метавселенной, избежать депрессии и других возможных проблем. Кроме того, метавселенная — это выход для тех, кто физически не может наслаждаться реальностью, например, для людей с инвалидностью или пенсионеров. И NFT — неотъемлемая часть этого будущего.
Кто такой этот ваш NFT?

CryptoPunk #8857 
CryptoPunk #2890 
CryptoPunk #2484
Для тех, кто все проспал, разбираемся с самого начала. Что же такое NFT? Расшифровывается эта аббревиатура как Non Fungible Tokens – то есть невзаимозаменяемый токен. Понятнее не стало, верно? Тогда разберем по словам: представь, ты пришел в магазин, чтобы купить обычную белую футболку. На момент покупки они все взаимозаменяемые, ты можешь выбрать любую футболку размера М, и в них не будет никакой разницы. И вот ты выходишь из магазина в обновке, видишь Рианну и A$AP Rocky (фантазировать никто не запрещал) и просишь их расписаться на ней. После этого действия футболка становится невзаимозаменяемой, потому что она стала единственной и неповторимой.
Теперь переходим к слову «токен». Это цифровой сертификат, который гарантирует обязательства компании перед его владельцем, проще говоря, токен – аналог акций на фондовой бирже в мире криптовалют.

Сайт: cryptokitties.co 
Сайт: cryptokitties.co 
Сайт: cryptokitties.co
Кстати, NFT – вещь не такая уж и новая. Она существует с середины 2010-х годов, но первая популярность пришла к ней в 2017 году, когда появился сайт CryptoKitties, на котором можно было приобрести цифровых котиков за криптовалюту.

А бум на цифровой арт случился в начале прошлого года. 11 марта 2021-го произошло одно из поворотных событий в digital-искусстве. NFT-работу американского художника Майка Винкельманна (более известного под псевдонимом Beeple) продали на аукционе за рекордные $ 69 миллионов.
NFT – это хайп или искусство будущего?
Разобравшись с понятием NFT, процессом создания криптоискусства и даже рисками для покупателей, мы переходим к самому главному вопросу. NFT – это хайп или искусство будущего?
Во-первых, стоит еще раз зафиксировать, что NFT – это не только искусство, но и целая технология, потенциал которой еще не раскрыт полностью. Это необходимый инструмент для фиксации прав на нематериальные виды искусства. За этот год уже стало понятно, что NFT останется с нами надолго. Но разве за ним будущее арт-индустрии?

Дмитрий Наумкин, директор маркетингового агентства Aspect Ratio
Пока пространство NFT выглядит жутковато. Искусствоведам лучше туда не ходить — потеряют сон. Но постепенно оно становится профессиональным. Оттуда уже ушли шальные деньги, а им на смену пришли грамотные художники и коллекционеры, которые почти научились формулировать свои эстетические ценности. А главное, у этого рынка появляются собственные художественные законы и предсказуемое ценообразование. И это значит, что NFT успешно прошёл через хайп, выжил и стал взрослым.
Мы знаем, что искусство отражает жизнь и, соответственно, NFT-искусство отражает цифровую жизнь. Заменит ли эта digital-жизнь нашу реальную? Уже постепенно заменяет. Насколько мы станем цифровыми, настолько NFT — искусство будущего. И похоже, что цифровыми мы станем очень скоро.
Глеб Костарев: «С точки зрения использования NFT – это намного больше, чем просто предметы криптоискусства. Например, у Binance Smart Chain есть целая инновационная экосистема невзаимозаменяемых токенов. Говоря о перспективах, одним из первых трендов станет массовое принятие NFT. В этом году NFT как класс активов и инструмент для привлечения фанатов, любителей искусства получит сильный импульс. Также NFT будут сильно востребованы в GameFi. В этом году мы увидим много новых и перспективных игр на блокчейне. Также мы увидим усиление конкуренции с традиционными рынками развлечений, появится больше моделей использования NFT».

Antonym: Genesis #2984 
Antonym: Genesis #1247
Марат Гельман: «Мы еще не разобрались, какие новые критерии пришли вместе с блокчейном и новыми криптоколлекционерами. Это очень интересно и, я даже сказал бы, захватывающе. Существующее со времен Леонардо да Винчи четкое разделение на «физиков» и «лириков» сейчас разрушается. Генеративное искусство создается программистами или коллаборацией художников и программистов. Разрушаются и жанровые границы. Звук, например, синтезируется с картинкой в одно произведение искусства. Динамические качества становятся так же важны, как и композиция. Получается революция в арт-индустрии.
Но не стоит думать, что NFT заменит традиционное искусство. Он займет свое место. А через некоторое время и вовсе станет таким же привычным, как живопись. Так что не вытеснит, но потеснит и будет выступать на равных с любым другим видом искусства».
Кризис галерей
В первую очередь токенизация позволила выйти из тени CG-художникам (художникам компьютерной графики. — Forbes), которых арт-сообщество раньше не воспринимало как полноценных художников, говорит Алехин. Также за счет бума NFT выиграли представители видеоарта и других направлений цифрового искусства. «Многие эксперты традиционных digital-художников также считали художниками второго плана, потому что не было понятно, как покупать видеоарт или работу, созданную на IPad, — поясняет Алехин. — Сейчас они могут, наконец, монетизировать свое искусство, продавая его коллекционерам. До появления NFT их работы покупали только музеи».
Это подтверждает российская художница Татьяна Бродач, которая создает анимацию из пластилиновых скульптур. До появления NFT она продавала исключительно скульптуры и распечатанные фотографии. «Я всегда хотела работать с видео. Но когда только начинала, даже не представляла, что такое искусство можно продать, — признается Бродач. — NFT— панацея для художников, которые занимаются видео-».
Бум цифрового искусства: как селебрити и художники стали зарабатывать миллионы на продаже своих гифок
Бродач создала свой дроп вместе с галереей Snark.art — она познакомилась с исполнительным директором галереи Надеждой Тайгой во время беседы в Clubhouse. Работу выставили на площадке Open Sea в марте 2021 года и продали за 2 ETH (около $3550), что, по словам художницы, сопоставимо с ценами на ее физические объекты. Но она рассчитывает, что стоимость следующих дропов будет выше.
Арт-куратор Кристина Штейнбрехер считает, что на рынок могут выйти и традиционные художники, а блокчейн-транзакции станут стандартом для всех сделок купли-продажи произведений искусства — как цифровых, так и физических. По словам Алехина, основные проблемы в связи с появлением NFT-платформ сейчас возникают у галерей, которые представляют художников и забирают до 60% комиссии от суммы продаж. «Теперь художникам не нужны агенты, так как они могут продавать напрямую и при этом в открытую. Все сделки прозрачны», — отмечает эксперт. Штейнбрехер считает, что традиционные галереи могут перестроиться, просто добавив на свои сайты подобные маркетплейсы.
NFT в России
Современный художник Покрас Лампас одним из первых разместил на NFT-площадках и продал несколько своих работ. Самая дорогая из них, в переводе на реальные деньги, стоила около 2 млн рублей. Его «Transition» была продана на площадке Foundation. Для этого дропа (сделать дроп, значит выставить работу на продажу. — Forbes) Лампас сначала написал работу на холсте, оцифровал ее, спроецировал на Чиркейскую ГЭС (крупнейшую гидроэлектростанцию на Северном Кавказе), а затем снова оцифровал. И только после этого, выложил на продажу за эфир, на производство которого тратится та самая электроэнергия, производимая на подобных ГЭС.
Но Покрас художник известный, и для него NFT — очередная ступенька в карьере, параллельно со многими другими, вроде росписи Lamborghini или мурала в родном Королеве. А молодой моушн-дизайнер Степа Brickspacer, номинант рейтинга Forbes «30 до 30 », c помощью NFT открыл для себя дверь в большую карьеру и продал уже несколько работ за десятки тысяч долларов. Его самые дорогие дропы — «Навальный» (продана за $10 000) и «NEXTA» (продана за $13 000). Brickspacer и до NFT был довольно успешным — работал с российскими и даже мировыми звездами и крупными брендами. Многие диджитал-художники из России называют его первооткрывателем NFT на просторах СНГ. Brickspacer рассказывал про свои первые шаги в мире крипто-арта коллегам в Clubhouse, создал тематический канал в Telegram и NFT-агентство «ARKA» для продвижения художников.
Еще один российский NFT-пионер — Миша Most, стрит-арт художник, известный как в нашей стране, так и за ее пределами. Именно он расписал фасад металлургического завода в Выксе, создав крупнейший в мире мурал, нарисованный одним художником, — 10 800 квадратных метров.
Финансовый пузырь или светлое будущее: есть ли коммерческий потенциал у NFT-искусства
Pussy Riot тоже нашли свое место на российском NFT-небосклоне. Панк-рок-группа уже продала несколько работ, самая дорогая из которых обошлась покупателю в $224 000.
Рэпер Хаски такими суммами пока похвастаться не может. Он смог продать свою «Кашу из топора» за $4015. Купила «Кашу» Надежда Толоконникова из Pussy Riot. Это, кстати, распространенная практика в NFT-мире. Авторы активно поддерживают друг друга, делают первые ставки и даже покупают работы коллег по цеху. Brickspacer, например, признается, что неравнодушен к традиционной 2D-анимации и как только у него появятся лишние деньги он откроет «сезон коллекционирования» и сразу же купит работы за которыми следит, но пока не может себе этого позволить.
Россияне основали и одну из площадок по продаже NFT-арта — Rarible. Алексей Фалин и Александр Сальников создали бизнес с выручкой в миллионы долларов. Оба стартапера учились в Высшей школе экономики в Москве, но в разные годы и по разным специальностям. Сальников — выпускник факультета прикладной математики и информатики, Фалин — кафедры «Бизнес-информатика». В конце 2019 года они запустили маркетплейс цифрового искусства Rarible. Предприниматели потратили на запуск меньше $50 000 из личных сбережений. Компанию зарегистрировали в американском штате Делавэр. В январе 2021 года Rarible привлек $1,75 млн от нескольких фондов, сфокусированных на блокчейн-проектах. Компания зарабатывает на комиссии от сделок пользователей, которая была введена в сентябре 2020 года. С того момента до марта 2021 года Rarible, по собственным данным, получила $5,9 млн. Ежемесячно платформу посещают 460 000 уникальных пользователей.
Что можно токенизировать?


NFT-коллекция Ambush 
NFT-коллекция Gucci
Модные бренды тоже не стоят в сторонке. Gucci, например, выпустили виртуальные кроссовки, которые можно купить на маркетплейсе, а потом использовать в играх. А уже в этом году японский бренд Ambush запустил свою NFT-коллекцию.

Некоторые дельцы создают настоящие перформансы, превращая физическую картину в NFT. В марте прошлого года компания Injective Protocol выкупила работу Banksy у галереи за $95 тысяч и сожгла ее в прямом эфире. А сразу после этого картину художника превратили в NFT-токен с помощью блокчейна.
Зачем вам знать про NFT-искусство
Если вы дизайнер или художник
Маркетплейсы с криптоискусством могут стать неплохим источником прибыли. На YouTube уже полно видео, вроде «Как превратить ваше искусство в NFT» (спойлер: залить на маркетплейс и заплатить за включение информации о вашем произведении в блокчейн). Но видео, на самом деле, довольно полезное, по крайней мере, для новичков.
Начать можно с биржи, где нет отбора работ (см. список в начале статьи). Конечно, если у вас еще нет громкого имени, вероятность того, что кто-то купит вашу работу за несколько тысяч долларов, довольно мала. Но несколько десятков или сотен долларов – вполне реальная сумма, особенно с возможностью продавать произведение несколько раз и с роялти за последующие сделки.
С одной стороны, в 2022-м объем продаж (и перепродаж) NFT очень сильно упал.

Объем первичных (светло-синий) и повторных продаж (темно-синий) на NFT-рынке, в тысячах долларов
С другой – NFT-маркетплейсы продолжают работать, сделки на них продолжают совершаться. К движению присоединяются «громкие» имена. Например, в мае в форме NFT должны появиться знаменитые цветы Такаси Мураками.

Из аккаунта murakami.flower2022 в запрещенной соцсети. Эти изображения должны скоро будут выпущены в форме NFT и станут доступными для покупки
И хотя объем продаж сокращается, на общем фоне очень хорошо выглядят показатели коллекций NFT. Возможно, потенциальным покупателям и создателям стоит посмотреть именно в эту сторону.

ТОП-5 коллекций NFT с сайта Coinmarketcap
Если вы пиарщик или маркетолог
В качестве пиар-повода выпуск NFT пробовали использовать многие компании. Но удачно получилось далеко не у всех. Основной залог успеха – предложить пользователю какую-то «забавную ценность» и подвести под выпуск NFT красивую историю.
Так, ресторан быстрого питания Taco Bell в марте 2021 выставил на платформу Rarible больше 20 файлов, «вдохновленных тако». Кампания была приурочена к возвращению в меню ресторана картофельных блюд. Файлы были распроданы за полчаса.

За эту работу от Taco Bell кто-то заплатил более 977$
А теперь – к российским примерам. Первые два – о том, что бывает, если выпуск NFT не подкрепляется концепцией.
- «Газпром» в прошлом году выпустил NFT-пресс-релиз. Таким образом компания хотела сообщить о регистрации собственной цифровой платформы заправки самолетов Smart Fuel в реестре Минцифры (NFT размещался на этой платформе). Ценность такого пресс-релиза была совсем не очевидна, и в целом инфоповод не получил какого-то широкого освещения.
- Вторая история – неоднозначная. Группа «Руки Вверх!» в прошлом году выпустила на маркетплейсе Binance 148 NFT-лотов. С одной стороны, про это написали крупные издания. При этом упор они делали ожидаемо на «трешовой» части лотов: например, сертификате, который позволяет пожизненно запретить Сергею Жукову исполнять песню «Студент» (его в итоге никто не купил, потому что за него просили порядка 20 млн в рублевом эквиваленте). «Скучные» диджитал-украшения в количестве 100 штук и фигурки Сергея Жукова для публикаций оказались неинтересны – хотя их раскупили, а некоторые продавцы уже с момента покупки в ноябре 2021 безуспешно пытаются их перепродать.
В итоге пиар-кампания ожидаемо спровоцировала некоторую насмешливую реакцию. Возможно, так и было задумано. Но это явно вариант не для всех.
А вот кто точно показал себя с удачной стороны, так это Эрмитаж. С 31 августа по 7 сентября прошлого года музей продал на Binance 5 NFT-копий работ из своей коллекции. Самая дорогая, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, была продана более чем за 150 тысяч долларов. Если мы заглянем на Binance сегодня, то увидим, что продажи картин были разовыми – без дальнейших перепродаж. Для NFT-мира это несколько нетипично и наталкивает на подозрения. Но как бы то ни было, в моменте пиар был хороший – про музей тогда довольно активно писали в связи с «аукционом».
Плюс продажи были подогреты предшествующим скандалом с участием лидера группы Rammstein Тилля Линдеманна, который без разрешения Эрмитажа попытался продавать NFT, где были в том числе музейные картины.
Возможно, скандал и не был частью спланированной Эрмитажем пиар-кампании, но он пошел ей на пользу. Добавил к «официальным» NFT интересную историю, помог их продать, засветил в СМИ сам музей как передовую институцию.
Художник-коллекционер
В России одним из первых на NFT-площадки вышел 3D-художник из Москвы R66 (его настоящее имя — Никита Реплянский). В портфолио R66 игры Kinect Adventures! и Borderlands 2, а также коллаборации с Adidas, Третьяковской галереей и рок-группой Bring Me the Horizon. Кроме того, художник создает физические объекты — например, весной 2017-го R66 и российский производитель протезов «Моторика» представили два протеза для взрослых на российской неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia.
Об NFT Никита узнал в 2020 году от близкого друга, который увлекался торговлей криптовалютами. В мае Реплянский выставил первую работу на площадке SuperRare и продал ее за 3,5 ETH ($1231). Сейчас, помимо SuperRare, Никита выставляется на площадке Async.art: там он выгодно продал работу Crypto Gothic, которая отсылает зрителей к 2030 году, когда, по словам художника, окончательно сотрутся границы между физическим и цифровым мирами. Аукцион проходил с 16 по 20 февраля, работа ушла за 6,1 ETH ($12 900 по курсу на конец февраля).
Революция среднего класса: как поколение 30-летних меняет арт-рынок
Реплянский утверждает, что у него нет цели стабильно зарабатывать на криптоискусстве. В то же время он рассчитывает ежемесячно увеличивать доход, создавая «прорывные вещи». Хотя до бума NFT художник зарабатывал меньше, по его словам, он и тогда не испытывал финансовых трудностей.
Другая его цель — помочь развитию комьюнити. Выйдя на рынок NFT, художник сам стал покупать и коллекционировать дропы: по его словам, он потратил на это уже несколько тысяч долларов. Реплянский первым сделал ставку на лот российского художника Покраса Лампаса — автора направления «каллиграфутуризм». В марте 2021 года Лампас выпустил свой первый дроп на площадке Foundation. На выставленном фото масштабное полотно с каллиграфией художника проецируется на Чиркейскую ГЭС в Дагестане. 12 марта работу купили за $29 000.
Токен к токену
Традиционно в NFT-сообществе большое внимание уделяется нетворкингу — для успешной работы в онлайн необходимо вести аккаунты в соцсетях и участвовать в шиллах. Шилл — мероприятие на отдельной странице онлайн-ресурса, где художники могут бесплатно делиться своими работами, чтобы обратить внимание коллекционеров и увеличить охваты.
В офлайн-среде Санкт-Петербурга для NFT-деятелей тоже есть возможность для общения и обмена опытом. Так, telegram-канал «NFT на доступном» ещё с марта проводит NFT-завтраки. В беседе мессенджера сейчас уже более тысячи человек, а 3 августа организаторы провели NFT Ship Event — мероприятие на двухпалубном судне, где участники могли разместить и разыграть свои NFT-работы или найти новые контакты из своей сферы. Стоимость билетов доходила до 10 тыс. рублей.
«Проводятся NFT-завтраки, встречи в галереях и университетах, — добавила Юлиана Муха, — перспективы развития NFT в искусстве обсуждаются как в рамках панельных дискуссий ПМЭФ, так и кулуарно на коммунальных кухнях».
Кто этим пользуется?

NFT-работа digital-художника Тараса Желтышева 
NFT-работа digital-художника Тараса Желтышева 
NFT-работа digital-художника Тараса Желтышева
NFT-искусство стало настоящим спасением для digital-художников. До появления специальных маркетплейлов не было площадок, где творцы могли монетизировать свои работы. Теперь же их творения продаются за тысячи (а то и миллионы) долларов на самых разных площадках.

Марат Гельман, галерист, коллекционер, руководитель Dukley European Art Community
«С появлением NFT для большого количества цифровых художников открылась дверь на художественный рынок. Раньше арт-индустрия отвергала digital-искусство из-за отсутствия разницы между копией и оригиналом. А это один из главных фетишей художественного рынка. С появлением NFT появилась возможность придания статуса оригинала файлу. Также для коллекционеров всегда было важно происхождение работы и история ее владельцев. Но до блокчейна приходилось полагаться на экспертов, историков искусства. А в NFT-искусстве ты можешь посмотреть всю историю от момента создания до информации о владельцах. Думаю, в скором времени использование токенов станет повсеместным. Ну и конечно, появление NFT совпало по времени с кризисом традиционных институтов арт-рынка. Галереи как способ выведения художников в свет оказались слишком громоздки, электронное искусство пришло вместе с технологиями маркетплейса. Художник и коллекционер находят друг друга напрямую. Коллекционер легко может выставить купленную работу на перепродажу, а наличие вторичного рынка делает покупку искусства занятием еще и азартным. Отсюда и пошли разговоры о хайпе».
«Решил держать»
Наверное, после успеха Christie’s с NFT в его главном конкуренте, Sotheby’s, принялись кусать локти. Но недолго. Не успело пройти и недели с момента продажи NFT Бипла, как Sotheby’s объявил, что тоже начинает торговать цифровым искусством. Ставка была сделана на криптохудожника с ником Пак.
7 декабря 2020 г. Пак стал героем криптомира: он продал 268-й NFT и стал первым художником, который сумел сбыть взаимонезаменяемых токенов на общую сумму более $1 млн. Миллион за NFT, наверное, казался Паку гигантской суммой – пока он не стал сотрудничать с Sotheby’s. На первом в истории дома NFT-аукционе в апреле 2021 г. было продано работ художника на $16,8 млн.
Вслед за творениями Пака начались продажи и других художников. Sotheby’s наделал шуму торгами NFT с рисованными персонажами. Один из 10 000 портретов CryptoPunks, каждый из которых занимает 24х24 пикселя и «весит» 8 бит, ушел в июне 2021 г. за $11,8 млн. А обезьяна с золотым мехом из серии Bored Ape Yach Club в октябре того же года была оценена в $3,4 млн. Всего в 2021 г. Sotheby’s продал NFT почти на $100 млн, открыв для этого отдельную торговую площадку под названием Sotheby’s Metaverse.
Заигрывание с цифровым искусством помогло аукционному дому привлечь новых клиентов. 78% участников торгов NFT впервые были на мероприятии этого дома. Более половины из них оказалось моложе 40 лет. Руководство аукциона надеялось, что любители блокчейна со временем станут коллекционерами более традиционных предметов, писал Forbes. Похоже, задумка сработала. Один из клиентов Sotheby’s, 31-летний основатель криптоплатформы Tron Джастин Сан, собрал внушительную коллекцию NFT, а потом неожиданно купил в ноябре 2021 г. не цифровую, а реальную скульптуру Альберто Джакометти «Нос» за $78,4 млн.
Но в этом году у Sotheby’s тоже все пошло вкривь и вкось. Холодным вечером в феврале этого года фанаты NFT собрались на его аукционе, где должны были уйти с молотка 104 портрета CryptoPunks. Официанты сновали между гостей, разнося на серебряных подносах бокалы с шампанским, а рэпер Джа Рул, известный коллекционер NFT, стоял за диджейским пультом.
Где продают и покупают NFT
Существует несколько площадок, где художники могут выставить свои работы в NFT на продажу.
- Foundation — курируется самими художниками, они же могут приглашать коллег с помощью инвайтов, полученных после успешной продажи на площадке.
- Rarible — выставить свою работу на площадке стоит художнику около $100, что не всем по карману.
- OpenSea — самая демократичная площадка, пользователь платит только при регистрации и может выкладывать неограниченное количество работ. Но из-за этого на площадке довольно многолюдно, более 13 млн пользователей.
- Binince — самая большая крипто-биржа в мире запустила свою площадку для продажи NFT. Многие эксперты называют Binance площадкой-лидером. От российского цифрового искусства амбассадорами выступили все те же Покрас Лампас, Brickspacer c командой «Хата 111» и Миша Mosт.
«Наши финансовые вопросы исчисляются миллиардами»: как Эрмитаж выходит на рынок NFT-искусства
В конце марта Государственный Эрмитаж сообщил о том, что в 2021 году проведет первую в России выставку произведений искусства в формате NFT-токенов. Помимо выставки, музей анонсировал и выпуск серии токенов по мотивам произведений искусств из своей коллекции. Эрмитаж выложит на биржу Binance пять работ: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Куст сирени» Винсента Ван Гога, «Композиция VI» Василия Кандинского и «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне. Каждое произведение будет выпущено в двух экземплярах NFT, один из которых останется в музее. А флорентийская галерея Уффици недавно продала цифровую версию картины Микеланджело «Мадонна Дони» за €140 000. Итальянцы планируют таким же образом поступить и с другими произведениями из своего знаменитого собрания.
Несмотря на большой энтузиазм и восторг от появления NFT, есть и те, кто отказываются продавать свои работы таким образом из-за неэкологичности. Еще в 2017 году экоактивисты подсчитали, что майнинг Ethereum потребляет больше электроэнергии, чем некоторые страны, такие как Кипр или Исландия. Создатели Ethereum, кстати, много лет обещают перейти на более экологичный способ работы. Пока безуспешно.
Раскопать талант
«Маркетплейсы дали мне свободу. Уровень стресса упал до минимума. Ты уже не думаешь о том, что нужно к полуночи завершить проект. Стало легче думать, появилась возможность развиваться как художник», — рассказывает 23-летний моушн-дизайнер (от англ. motion — «движение». Дизайнер, который занимается созданием динамической графики — 2D- и 3D-графики в движении. — Forbes) с Украины Эдуард Михайлов.
Месяц назад Михайлов опубликовал свои работы на Nifty Gateway — маркетплейсе цифровых объектов, который в 2018 году основали 26-летние братья-близнецы Кок Фостеры, Дункан и Гриффин. С 2019 года Nifty Gateway принадлежит компании Genesis Global Capital миллиардеров Кэмерона и Тайлера Уинклвоссов — они тоже близнецы. На маркетплейсе продают и покупают виртуальные объекты, не имеющие физических носителей, — гифки, мемы, видео и музыкальные треки. Каждый объект привязан к уникальному NFT-токену (Non-fungible token — невзаимозаменяемый токен. — Forbes). Это запись на блокчейн-платформе Ethereum, которая подтверждает подлинность цифрового объекта и факт владения им.
Михайлов заработал на Nifty Gateway $50 000, продав четыре дропа (сделать дроп значит выставить работу на продажу. — Forbes) с изображениями акул, созданных в коллаборации с диджеем и саунд-продюсером из Лос-Анджелеса LEAT’EQ (он придумал музыку для гифок). Работа INVENT из этой серии была продана всего за пять минут и принесла Михайлову $34 000. «Сейчас ее перепродают на вторичном рынке. Ее общий оборот превысил $50 000, и я как автор получаю по 10% от каждой перепродажи», — рассказывает художник.
На грани искусства: как музыкант 3LAU провел первую крупнейшую в истории продажу NFT-токенов
По словам Михайлова, в отличие от других маркетплейсов на Nifty Gateway не нужно платить комиссию, которую на рынке NFT называют «газ» (от англ. gas fee — плата за транзакцию. — Forbes), — площадка берет ее на себя. На других популярных площадках плата за «газ» может достигать нескольких сотен долларов в пиковые часы. Размер комиссии зависит от загруженности сети Ethereum в момент исполнения транзакции.
С конца февраля Михайлов также выставляет свои работы на площадке Foundation — первую из них он продал за $5 316. Благодаря продажам своих работ на рынке NFT февраль для Михайлова выдался «более прибыльным, чем весь прошлый год». Раньше художник зарабатывал, выполняя проекты на фрилансе для музыкантов (Martin Garrix, Massive Attack) и брендов (Adidas, KFC). Один проект, который мог длиться от недели до месяца, приносил ему $1000–3000. «Конечно, были и более крупные проекты, но редко», — уточняет художник.
Трейдеры зарабатывают на NFT-кредитах
Показателен и пример с NFT-кредитами на платформе NFTFi, которую ресурс CoinDesk назвал «ломбардом для NFT». Там пользователям предлагают в долг криптовалюту, а в качестве залога просят оставлять свои токены. Если пользователь не может отдать долг, его NFT забирает платформа.
Так один из трейдеров занял у платформы 3.5 эфира (около 12 тысяч долларов) и взамен предложил NFT, который стоил 3.25 эфира. За три месяца стоимость этого токена достигла 300 тысяч долларов. Трейдер не стал возвращать долг, NFTFi забрала токен и получила с него прибыль (он подорожал). Позже выяснилось, что этот NFT уже использовали как залог по кредиту, но его предыдущий владелец объявил себя банкротом. Новый владелец его выкупил «по дешёвке» и с помощью кредита NFTFi конвертировал в криптовалюту, поэтому и легко отказался от актива, когда нужно было возвращать деньги.
Подобные цепочки сейчас особенно популярны у трейдеров и брокеров, желающих реализовать и перезаложить цифровые активы.
При поддержке Эрмитажа
Сектор цифрового искусства в городе развивается: 12 августа в лектории «ПРОСТО.PRODUCTION» прошла лекция «NFT ART — иллюзия или реальность?», а с 22 августа по 12 сентября Петербург поучаствует в фестивале цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities 2022 — в городе пройдут три art&science-выставки.
Какие у меня риски при покупке?
Опасностей и рисков в мире NFT в разы больше, чем на рынке крипты. Вот пример одного из них: в августе прошлого года была запущена официальная верифицированная коллекция из 7000 картинок с мемным лягушонком Sad Frog Pepe. Всего за неделю владелец аккаунта заработал более 4 миллионов долларов, а потом об этом узнал настоящий автор Пепе. И, как можно догадаться, был не очень доволен происходящим. После его жалобы всю коллекцию убрали с платформы. Но самый нахальный случай был в прошлом году, когда на одной из платформ появились работы художницы Qinni, которая умерла в 2020 году.

Instagram: @qinniart 
Instagram: @qinniart
Именно поэтому многие люди в арт-индустрии скептически относятся к NFT. Неужели все платформы можно так легко обмануть? Если это так, что делать для регулирования процесса покупки и продажи и как избежать обмана.
Во-первых, нужно следовать старому доброму совету – думать головой. Почти на всех платформах есть верификация пользователей, поэтому эксперты не советуют покупать работы в непроверенных аккаунтах. «Чтобы мошенничества на таком уровне не происходило, должна быть сформированная команда художников, которая следила бы на всеми выложенными работам. В дальнейшем это должен проверять искусственный интеллект», – рассказал продюсер агентства Arka Uzen.

Полина Бондарева, сооснователь платформы цифрового искусства Masters digital
«Единственное решение этой проблемы – создание курируемых платформ, которые совместно с ведущими мировыми экспертами отбирают художников и следят за тем, чтобы представить вам действительно качественные работы и проверенный контент.
Говоря о юридической стороне, самой главной задачей на данный момент является перенос и закрепление правообладания NFT в международное право. На сегодня в России нет эффективной нормативно-правовой базы, регулирующей правовые отношения в отношении покупки цифрового искусства».

Глеб Костарев, директор Binance в Восточной Европе
«Сейчас очень много разговоров о регулировании криптовалютного рынка на самом высоком уровне. Думаю, что после того, как будет ясно с регулированием криптовалют в целом, мы увидим больше ясности и в регулировании NFT. В случае обнаружения незаконного тиражирования работы мы рекомендуем обращаться напрямую в службу поддержки NFT-маркетплейса».
Допустим, случилось самое страшное. Человек купил работу у мошенника, а настоящий художник подал на него в суд. В таком случае владение аннулируется?

Fake NFT Sad Frog Pepe 
Fake NFT Sad Frog Pepe 
Fake NFT Sad Frog Pepe 
Fake NFT Sad Frog Pepe 
Fake NFT Sad Frog Pepe 
Fake NFT Sad Frog Pepe
«Ввиду отсутствия механизмов правового регулирования данных конфликтов претензия может предъявляться только платформе, осуществившей минтинг работы и ее продажу», – отвечает Полина Бондарева.
Из-за этого многие коллекционеры пока скептически относятся к NFT-работам. Как объяснить ценителям, что это то, во что нужно вкладываться? И вообще, нужно ли это делать?
Марат Гельман: «Скептицизм – это хорошо. В случае с NFT это обусловлено тем, что владение в виртуальном пространстве и владение в реальном мире все-таки разное. И пока в блокчейне не будет решен вопрос пространства хранения, скептицизм можно считать обоснованным. В этом смысле я тоже скептик. И я себя стараюсь обезопасить. Например, купив работы на маркетплейсе, договариваюсь с художником, что дубликат работы будет храниться у меня».
NFT-транзакции вредят природе и приближают нас к глобальному потеплению
Для производства одного токена необходима электроэнергия, причём в немалых количествах. Сервера блокчейнов работают круглосуточно и потребляют электричество, повышая выделение углекислого газа. Эко-активисты считают, что подобная технология приближает глобальное потепление.
Художник Жани Лемерсье отменил продажу своей крипто-картины через площадку Nifty Gateway. По его словам, создание нескольких крипто-токенов по затратам энергии сравнимо с электроэнергией, которую художник тратит в своей студии за два года работы.
Многие просто не понимают масштабов катастрофы.
Жани заявил, что не будет продавать работы в цифре и создавать токены, пока проблема не решится. Сейчас художник ищет площадки, которые потребляют мало электроэнергии. Помимо этого, Лемерсье ограничил потребление электроэнергии (включая затраты на отопление) у себя в студии и сосредоточился на «живых» выставках. Заодно он отказался от авиаперелётов в пользу железнодорожного транспорта и устроил кампанию, в рамках которой требовал у Autodesk перестать продавать своё ПО корпорациям, добывающим полезные ископаемые.
Большинство NFT связаны с криптовалютой Ethereum. Её сервера, по оценкам экспертов, за год потребляют больше энергии, чем Исландия. Создатели Ethereum уже много лет обещают перейти на более экологичный способ работы (Ethereum 2.0), но пока что решение «находится в разработке».
Джон Крейн, генеральный директор NFT-площадки SuperRare, считает, что «транзакции в блокчейнах ошибочно связывают с выбросами углерода и раздувают проблему на пустом месте». В качестве примера Джон приводит ситуацию с созданием не цифровой картины или скульптуры: «авиа-транспортировка произведения и освещение галерей тоже сопровождаются выбросами углекислого газа, но по этому поводу никто не переживает».
Бэнкси для поколения Z
По словам Никиты Реплянского, когда он только вышел на рынок в 2020 году, тема NFT в России была «андеграундной». Это подтверждает московский художник Brickspacer (Степан Христофоров), который пришел на NFT-площадки в январе 2021 года. Свою первую работу художник продал в январе за 7,49 ETH ($10 000) — на ней изображено противостояние оппозиционера Алексея Навального с президентом России Владимиром Путиным. По словам Brickspacer, из них 15% ушло на комиссию площадки, еще $5200 он перечислил Фонду борьбы с коррупцией (признана иноагентом) и правозащитной организации ОВД-Инфо. Еще одна работа принесла ему 5,1 ETH (более $9000). Обе работы художник продал через площадку SuperRare.
Основатель онлайн-платформы цифрового искусства Snark.art Андрей Алехин рассказывает, что до этого года дропы художников на NFT-маркетплейсах были редким явлением. Хотя впервые о невзаимозаменяемых токенах заговорили еще в 2017 году, когда студия дизайна Larva Labs создала коллекцию из 10 000 цифровых аватаров под названием CryptoPunks. Но тогда свои работы таким образом продавали в основном американские художники, говорит Алехин.
Его галерея еще в 2018 году помогла токенизировать (превратить в коллекцию уникальных токенов. — Forbes) десятиминутное видео 89 Seconds британско-американской художницы Ив Суссман. Работы художницы представлены в Музее американского искусства Уитни и Пушкинском музее. Для NFT Суссман разбила оригинал видео на 2304 кусочка экрана размером 20×20 пикселей и продала разным людям. По задумке художницы, владелец одного кусочка может попросить другие кусочки взаймы у их обладателей — и таким образом посмотреть видео целиком. Один кусочек стоил $100–120, оригинальное видео целиком — $200 000.
Инвайт одобрения: какие социальные триггеры помогли Clubhouse набрать миллионы пользователей
На Nifty Gateway художник продал анимированную гифку с двумя обнаженными кандидатами в президенты США — Джо Байденом и Дональдом Трампом. Изображение должно было измениться в ноябре 2020 года, в зависимости от исхода выборов. Работу тогда купил коллекционер Пабло Родригес-Фрайле за $67 000. В марте 2021 года он продал гифку с поверженным Трампом анонимному покупателю за $6,6 млн.
Также в марте Beeple продал коллаж из 5000 рисунков, которые он выкладывал в свой инстаграм последние 13 лет. Работу за рекордные для рынка $69,3 млн купил анонимный основатель фонда Metapurse, который вкладывается в NFT. Торги проводил знаменитый аукционный дом Christie’s — он впервые принял оплату криптовалютой.
«Beeple одним из первых начал продавать свое искусство с помощью NFT, — объясняет Алехин значение фигуры художника. — У него мощное комьюнити, которое его безумно любит (сейчас на инстаграм художника подписаны 1,9 млн человек. — Forbes). У него интересный иллюстративный стиль. И его работы отражают текущую реальность. Его можно смело назвать «Бэнкси для поколения Z». И момент, когда он решил продавать свои работы с помощью NFT, стал поворотным в истории NFT».
Другой фактор, который привел к буму, — рост криптовалюты, полагает эксперт. Биткоин вырос в шесть раз за 2020 год, сообщество разбогатело и стало тратить лишние деньги на то искусство, которое ему ближе, — криптоарт, отмечает Алехин.
По его словам, еще одним катализатором роста рынка в начале 2021 года стало появление социальной сети и «вечной конференции» — Clubhouse. Во многих комнатах новой соцсети художники и другие участники арт-индустрии обсуждали феномен NFT. «Благодаря Clubhouse информация об NFT стала распространяться с невероятной скоростью», — заключает Алехин.
Кто все это покупает?

Bored Ape Yacht Club #8520 
Bored Ape Yacht Club #8337 
Bored Ape Yacht Club #4671
Уверены, за время прочтения первых блоков материала у тебя назрел вопрос: кто и, главное, зачем все это покупает? Мы пообщались с экспертами и на эту тему.

Uzen, продюсер агентства Arka
«Изначально в этой игре участвовали в основном те, кто занимается криптовалютой. Сейчас рынок постепенно разрастается, художники сами покупают и коллекционируют работы. Сначала это казалось дикостью – покупать пиксельную картинку за полторы тысячи долларов. Но, когда ты вливаешься, тебе действительно хочется поддержать какого-то художника».

Ксения Башлай, CVO Relictum NFT Marketplace
«Приобретают NFT по разным причинам и с разными целями. Это могут быть и геймеры, приобретающие редкие или «полезные» игровые предметы, может быть инвестиция в диджитал-арт, может быть проявление социального статуса через владение и принадлежность, может быть просто поддержка талантливых художников или покупка для себя. Это широкая аудитория с разной мотивацией».


