Русские nft художники

Содержание
  1. Перспективы NFT
  2. Вселенная художников
  3. Первые дропы
  4. Другие проблемы NFT
  5. Токен в России
  6. Выход на NFT и реализация художника
  7. NFT-транзакции вредят природе и приближают нас к глобальному потеплению
  8. Шаг 7 Продвигать NFT
  9. Как оценить картину и где продать?
  10. «Красный и оранжевый на розовом» Марка Ротко
  11. Загадка для райт-кликеров
  12. Деньги и реализация
  13. Шаг 6 Выбрать механизм продажи
  14. Низкий заработок для новичков и однотипные работы низкого качества
  15. Шаг 1 Выбрать тип маркетплейса
  16. Шаг 3 Пополнить криптокошелек
  17. Ошибка выжившего
  18. Художникам иногда приходится идти на крайние меры и закрывать свои галереи
  19. Шаг 2 Создать криптокошелек
  20. Стоит ли художнику идти в сферу NFT
  21. Маркетплейсы
  22. Какими способами можно создать NFT
  23. NFT как отмывание денег
  24. Полуцифровой художник
  25. NFT интерактивного 3D-видео
  26. Рождение Sketchar
  27. Шаг 8 Осуществить сделку
  28. Сколько стоит НФТ?
  29. Как создаются NFT
  30. Проблемы NFT, которые влияют на художников
  31. Как обезопасить себя от кражи работ
  32. Шаг 9 Вывести деньги

Перспективы NFT

Кроме кодировки рисованных земноводных и панков в кепках, технологию NFT можно использовать для защиты прав на интеллектуальную собственность. Эксперты предполагают, что уникальный код будет присваиваться блогерским стримам, а онлайн-кинотеатры и радиостанции смогут быстрее получать права на трансляцию фильмов или треков.

Формат NFT уже используется для токенизации активов реального мира, говорит юрист Роман Бузько, партнер компании Buzko Krasnov, работающей по вопросам криптовалюты. На блокчейне токенизированы золото и доллары. Свой код могут получить недвижимость или доли в ООО. В американских штатах Делавэр и Вайоминг уже действует блокчейн для ведения реестра акционеров.

Более того, токенизация может распространиться на привычные объекты физического мира. Как это будет работать, Max Alend попытался объяснить на примере фарфоровой чашки:

— Понятно, что ссылку на предмет дать нельзя. Однако можно сделать его фотографию. А лучше — сделать снимок чашки и в описании к этой NFT прикрепить ссылку видео на YouTube, где ты разбиваешь ее, тем самым демонстрируя, что чашка оцифрована полностью. Хотя ничто не мешает существовать работе и в реальном, и в цифровом мирах.

Вселенная художников

Выпускник графического факультета Пензенского художественного училища Андрей Дробитько, известный в диджитал-пространстве как Andrey Adno, еще в студенческие годы начал использовать улицы города как бесплатные холсты для своих граффити, которые и принесли ему первую популярность.

«В 2004 году меня захватила эстетика уличного искусства. Мне нравилась сама суть нахождения арт-объектов в городской среде. Поэтому навыки из академического образования я перенес на бесплатные холсты. Ровно то же происходит с цифровым искусством. Те же арт-объекты перенеслись на другие поверхности. У большинства современных художников всегда был графический планшет Wacom, поэтому любой художник в какой-то мере цифровой», — говорит Андрей.

В 2008 году художник вернулся в родной Калининград, поработал несколько месяцев в найме, а потом создал свое брендинговое агентство.

В 2011-м стало тесно — не хотелось «нянчить детей других, хотелось своего продукта». Так появилась новая компания, где он делал технологии для издателей, благодаря которым превращал новостные сайты в цифровые журналы. В 2012 году на их движке крутилась большая часть столичного глянца: Maxim, Elle, StarHit, Marie Сlaire, Buro и т.д. После 2014 года на рынке медиа начался большой кризис, в том числе с рекламными бюджетами, и он закрыл компанию.

Первые дропы

«Следующим моим дропом на маркетплейсах стала работа Artransform — картина, в которой я устраивал бунт традиционным музеям. Нас долго не признавало традиционное искусство, а как только там появились деньги, нас легитимизировали. В этой работе я говорил о том, что мы появимся в музее, хотят они этого или нет. Это столкновение старого и нового. Как автомобиль против всадников на лошадях. У них эта система строилась веками — холст и краски. А цифровые художники абсолютно те же художники, просто использующие другие инструменты», — отмечает Александр.

Художник подчеркивает, что в цифровом искусстве много ребят 18–26 лет. Ему сейчас 20 лет, и с эйджизмом он не сталкивался, так как этом мире «признают по наличию портфолио, а не возрасту или образованию».

«Я родился в эпоху интернета, где можно всему научиться по YouTube. В NFT очень мало хейта. Комьюнити встретило меня положительно. Люди, которых я считал недостижимой высотой, уровня Brickspacer, меня поздравили. Художником может быть любой, кто посмеет себя так назвать. У нас в стране подавляющее число дизайнеров не осмеливается назвать себя художниками, поэтому им проще работать на заказ», — говорит художник.

Сейчас художник выставляется на NFT-платформах Rarible, Foundation. При этом он отмечает, что сейчас автору без имени сложно что-то продать, однако пробовать все равно нужно.

«Нужно чем-то отличаться. Ты должен обосновать, почему ты так ее изобразил. Так говорил Кандинский. Искусство — это условная вещь, вырванная из контекста реальной жизни и помещенная в полотно. Чтобы называть себя искусством, обоснуй, зачем ты поместил эту идею в полотно. Это не значит, что пробовать не нужно, потому что другого выбора у тебя нет», — считает Александр.

Художник подчеркивает, что основная аудитория NFT-маркетплейсов — криптоэнтузиасты. Есть люди, которые просто любят искусство. Но порог для таких достаточно высокий. Потому что перед покупкой нужно пройти определенные этапы — завести кошелек, разобраться с механизмами работы с криптовалютой. У творчества стало гораздо меньше границ. Это и AR, и VR, появилось гораздо большее количество инструментов.

«У дизайнеров и художников сейчас есть выбор — работать в штате, делая не свое искусство, либо делать NFT. Я не надеялся на то, что появится NFT и я смогу на этом хорошо зарабатывать. Криптовалюта существовала давно, но ничего не предвещало отдельной платформы для цифровых художников. Сейчас не только снизился входной порог в индустрии, но и комиссии упали, выложить свою работу стало дешевле», — поясняет художник.

Другие проблемы NFT

«Раньше рынок NFT представлял собой огромную свалку, в которую бросают что ни попадя, сейчас люди стали осторожнее, избирательнее, проверяют послужной список художника. Технология блокчейн дает такие инструменты — всю историю художника и его работ можно отследить и принять решение, стоит ли покупать это или нет с точки зрения инвестиций», — объясняет художник.

Токен в России

Чтобы NFT-искусство стало успешным в России, должно случится несколько событий, считает Ольга Дворецкая. Во-первых, аукционы должны сделать удобную и понятную блокчейн-площадку, чтобы размещать там цифровые лоты. Во-вторых, криптовалюту должно признать отечественное законодательство. «Я думаю сейчас, с точки зрения репутации, аукционам невыгодно вести обращение в крипте», — предположила она.

Те же проблемы с виртуальной валютой отмечает и Никита Реплянский:

— На продаже NFT-лотов мы зарабатываем не прямые деньги, а эфиры. В этой криптовалюте всё и остается, я только могу сказать эквивалентную стоимость в долларах на момент покупки. Например, моя самая дорогая работа, Cyber Gothic, ушла за 6,1 эфира, то есть за $12 тыс. Но через несколько дней курс упал и стоимость стала другая.

Пока государство не подготовит нормальную схему обращения с криптовалютой, художник не планирует переводить эфиры в реальные деньги.

Кроме Реплянского, лидерами российского NFT-рынка считаются цифровые художники Эдуард Михайлов и Brickspacer (Степан Христофоров), удачно работают Настя Ибрагимова и Martisha. Появляются авторы и из традиционного арт-рынка, это звезды стрит-арта Миша Мост и Покрас Лампас.

Например, работу Покраса Лампаса (фотографию его росписи на Черкесской ГЭС) приобрел за 16 эфиров ($28,6 тыс.) американец под ником Sylvian.

— Покупателем может стать кто угодно. Часто это криптоанонимы. Галереи тоже приходят, но не за «малышами», а за мировыми звездами, — говорит Никита Реплянский. — Художники и сами покупают работы друг у друга. Кто-то таким образом поддерживает комьюнити, у меня критическая позиция — покупка отражает мой вкус, я покупаю то, что считаю правильным и крутым.

В целом отечественному сегменту всё еще недостает внимания своей же публики. Крупные российские игроки пока не реагируют на уникальные токены (по крайней мере публично). Ольге Дворецкой, которая развивает сообщество художников и коллекционеров, такая позиция кажется неверной:

Выход на NFT и реализация художника

Первую работу на NFT-маркетплейсах Андрей продал в июне 2021 года. Продаже предшествовала его персональная выставка в Вильнюсе. За год-два до этого он сделал серию холстов, один из них купили за 5,5 «эфира» (внутренняя криптовалюта NFT-платформ, примерно равная $15 тыс. — прим. ТАСС). Это был коллекционер, который посетил выставку.

Основная часть дохода Андрея — это работа над Sketchar. На данный момент в проект инвестировано порядка $1,5 млн. Среди инвесторов — Snapchat, американский фонд Boost VC и фонд IMI.VC Игоря Мацанюка.

«Трудности рождают гениев, но художник не должен быть голодным. Ты не можешь мыслить критически, если ты голодный. Но переживающим ты быть обязан, так как в этих переживаниях рождаются выдающиеся работы. Но в любом случае учитывать, что мы живем в среде, где пиар и маркетинг имеют огромное значение. Можно так остаться непризнанным гением и работать в стол. NFT дает все инструменты в руки художнику, чтобы он мог заявить о себе», —  считает Андрей.

NFT-транзакции вредят природе и приближают нас к глобальному потеплению

Жани Лемерсье на персональной выставке. Источник

Для производства одного токена необходима электроэнергия, причём в немалых количествах. Сервера блокчейнов работают круглосуточно и потребляют электричество, повышая выделение углекислого газа. Эко-активисты считают, что подобная технология приближает глобальное потепление.

Художник Жани Лемерсье отменил продажу своей крипто-картины через площадку Nifty Gateway. По его словам, создание нескольких крипто-токенов по затратам энергии сравнимо с электроэнергией, которую художник тратит в своей студии за два года работы.

Многие просто не понимают масштабов катастрофы.

Жани заявил, что не будет продавать работы в цифре и создавать токены, пока проблема не решится. Сейчас художник ищет площадки, которые потребляют мало электроэнергии. Помимо этого, Лемерсье ограничил потребление электроэнергии (включая затраты на отопление) у себя в студии и сосредоточился на «живых» выставках. Заодно он отказался от авиаперелётов в пользу железнодорожного транспорта и устроил кампанию, в рамках которой требовал у Autodesk перестать продавать своё ПО корпорациям, добывающим полезные ископаемые.

Фотошопленный мишка с грустью смотрит на тающие ледники. Источник

Большинство NFT связаны с криптовалютой Ethereum. Её сервера, по оценкам экспертов, за год потребляют больше энергии, чем Исландия. Создатели Ethereum уже много лет обещают перейти на более экологичный способ работы (Ethereum 2.0), но пока что решение «находится в разработке».

Про NFT:  Увеличьте свой доход: продайте NFT Sol и наблюдайте, как растет ваш кошелек

Джон Крейн, генеральный директор NFT-площадки SuperRare, считает, что «транзакции в блокчейнах ошибочно связывают с выбросами углерода и раздувают проблему на пустом месте». В качестве примера Джон приводит ситуацию с созданием не цифровой картины или скульптуры: «авиа-транспортировка произведения и освещение галерей тоже сопровождаются выбросами углекислого газа, но по этому поводу никто не переживает».

Шаг 7
Продвигать NFT

Не ждите, что работу купят без действий с вашей стороны. Чтобы успешно продавать NFT, нужно развивать личный бренд и создавать свое комьюнити. Обычно это делают через социальные сети.

До 4 марта 2022 года русские художники продвигали свои NFT в основном через «Твиттер». Там можно было напрямую общаться с коллекционерами и другими художниками, вступать в диалоги, участвовать в аудиоконференциях и рассказывать про свою практику.

Одна из многих ежедневных аудиоконференций по NFT в «Твиттере»

Сейчас «Твиттер» в России заблокирован, но на «Ютубе» и в «Клабхаусе» много людей, которые интересуются NFT. Плюс можно вступить в  маркетплейсов в «Дискорде». Там создаются отдельные ветки чатов, где художники продвигают и обсуждают свои работы.

Еще можно участвовать в международных конкурсах и грантах. Например, я выиграл грант от Playboy, и журнал пригласил меня поучаствовать в спейсе в «Твиттере». Там я рассказал о своих произведениях, и мою работу купили сразу после первого обсуждения. Информацию о конкурсах и новости из сферы NFT можно узнавать и в русскоязычном NFT Bastards.

Многие авторы продвигают работу еще до того, как она опубликуется в виде NFT. Просто указывают дату, когда это случится, и делятся процессом создания и фрагментами. Так, у известных художников NFT раскупаются в первые часы.

Промотвит от Sevens Foundation. Это моя Fragile, которая выиграла грант

Но берегитесь мошенников, которые выдают себя за коллекционеров.

Их самая распространенная схема — просьба сделать NFT на заказ. Они высылают ссылку якобы на техзадание или референсы. Но если ее открыть, загрузится вирус, который взломает кошелек. Поэтому никогда не открывайте ссылки от незнакомых людей. И помните: даже аккаунты знакомых могут быть взломаны.

Подобные предложения обычно мошеннические

Как оценить картину и где продать?

Сервисов оценки произведений на платформах нет, на большинстве есть только модерацию, которая оценивает контент соответствию правил. Оценить своё произведение можно исходя из того, какова средняя цена на аналогичный контент на конкретной НТФ-бирже. Считается, что одиночный токен должен стоить дороже, чем токен в составе серии токенов, но это не обязательно, и на усмотрение автора.

На контент начального уровня, если автор никому не известен, цена вряд ли должна быть большой. Первые картинки или другие визуальные объекты вообще могут выполнять тестовую функцию – нравятся ли они публике, готовы ли за них пользователи платить хоть какие-то деньги. Логично также предположить, что предварительно нужно посмотреть, какой порядок цен установлен на контент определенного типа, а какие объекты остаются невостребованными. Также не нужно забывать, что в цене должны быть заложены расходы на создание артефакта, — по крайней мере, затраты должны отбиться.

«Красный и оранжевый на розовом» Марка Ротко

Традиционно высокие эстимейты встречаются на торгах искусством XX века. Топ-лотом гонконгских торгов Sotheby’s заявлена безымянная работа Марка Ротко 1969 года (неофициальное название — «Красный и оранжевый на розовом»). Ее оценивают в 42,5–55 млн гонконгских долларов, что соответствует $5,46–7 млн. И здесь, конечно, у ценителей абстрактного экспрессионизма сразу возникает вопрос: почему по меркам живописи Ротко это так дешево? Ведь размер вполне приличный — 60,8 x 45,5 см, да и визуальный облик — типично «ротковский»: две цветовые плоскости парят на фоне третьего цвета.

Ответа три. Во-первых, изображение выполнено на бумаге. Да, художник использовал акрил, а лист затем был наклеен на холст. Однако тот факт, что это все-таки не масло, очень существенно влияет на цену. Во-вторых, для позднего Ротко вещь не очень показательная — незадолго до смерти мастер, пребывавший в депрессии, предпочитал мрачные тона. И, в-третьих, история картины загадочно скромная. Она не выставлялась (по крайней мере, Sotheby’s не сообщает об этом) и не фигурировала в публикациях. Правда, аукционный дом утверждает, что «Красный и оранжевый на розовом» будет включена в готовящийся Национальной галереей искусств Вашингтона каталог-резоне Ротко. Но, так или иначе, произведению еще предстоит получить оценку и осмысление специалистов.

Кстати, в 2007 году эта работа уже продавалась на Sotheby’s — при эстимейте £1,2–1,8 млн ее купили за £1,364 млн. Стоит ли платить за нее в четыре-пять раз больше? Непонятно. Разве что надеяться еще через 15 лет перепродать с такой же прибылью.

Загадка для райт-кликеров

Примечательно, что самые крупные сделки состоялись на пике тренда на NFT — в первом полугодии 2021 года. Ближе к концу году цена токенов от знаменитостей разного профиля заметно упала. Так, например, одна из работ певицы Граймс из общей коллекции NFT была перепродана за $1,2 тыс. — при первоначальной стоимости в 7,5 тыс.

Кроме того, хоть NFT принимается всё более широкой аудиторией как часть реальности, более осязаемой она от этого не становится. Проще говоря — вопрос, зачем коллекционировать токены и что с ними делать, для многих остается открытым. Владельцы NFT даже придумали термин right-clicker mentality — менталитет людей, кликающих на правую кнопку мыши. То есть тех, кто копирует разными способами продаваемые на криптоаукционах произведения, в том числе аватарки за тысячи долларов. Пока в количественном соотношении райт-кликеры явно побеждают.

NFT-видеоролик певицы Граймс

Австралийский программист Джефф Хантли решил на деле доказать, что они правы: собрал тысячи проданных в формате невзаимозаменяемых токенов изображений и выложил их в открытый доступ. В итоге получился «торрент на миллиард долларов» весом в 17 терабайтов. Своим арт-проектом (а именно так Хантли назвал акцию) он хотел продемонстрировать, что ценители токенов изрядно потратились на обычные картинки, которые можно скопировать в пару кликов.

Деньги и реализация

Художник также утверждает, что до сих пор испытывает фантомное чувство неполноценности цифрового искусства перед традиционным. Деньги, по его мнению, не должны быть драйвером для людей искусства.

«Я до сих пор испытываю смущение, когда меня называют цифровым художником, так как есть серьезная часть моей карьеры как скульптора и художника, а с NFT я балуюсь. Ничто не сравнится с впечатлениями и эмоциями людей, которые ты получаешь на том же Burning Man, где выставляется твоя инсталляция. Волнение и восторг, которые я получаю от людей на выставках, не сравнятся ни с какими деньгами, которые я получал от своих работ. Даже тех, с продажи которых я сумел купить долгожданную квартиру в Москве», — отмечает Михаил.

Художник подчеркивает, что свой первый миллион на цифровом искусстве он уже заработал. Но по соотношению доходов доля заработка в физическом мире перевешивает — в нее закладывается больше ресурсов.

Тем временем, пока даже серьезные музейные дома (Лувр, галерея Уффици, музей Прадо, Метрополитен и т.д.) оцифровывают свои коллекции, чувствуя тренд, что жизнь меняется, классические художники продолжают не принимать цифровое искусство.

«Я вижу главное отличие не в носителе, а в эмоциональном посыле. Цифровое искусство, в отличие от классического российского искусства, менее депрессивно. Мне 36 лет, я воспитывался на западной культуре. Большинство цифровых художников тоже росли в эпоху цифровой глобализации, их миновало академическое образование и тяготы души, отсюда и более оптимистичные и интернациональные сюжеты», — рассуждает художник.

Шаг 6
Выбрать механизм продажи

Порой мастера продают работы, не выставляя их на продажу. Например, если заранее договорятся с  коллекционером. Но если вы новичок, первое время придется их  выставлять.

Есть три основных механизма продажи NFT:

Выбор механизма зависит от маркетинга и площадки. Если вы привлекли много внимания к работе, например, в своих соцсетях, то оптимален аукцион. подойдет и для продажи на курируемой площадке. Там после первой ставки аукционы часто попадают на главную страницу сайта. Это привлекает коллекционеров, и они могут предложить более высокую цену.

Но помните: начальная ставка аукциона обычно ниже итоговой желаемой цены. Поэтому, скажем, на маркетплейсе Foundation можно устанавливать и минимальную ставку аукциона, и «Купить сейчас» — примерно как на Ebay.

нет большой аудитории, а NFT размещен на открытой площадке, лучше устанавливать только фиксированную стоимость.

В любом случае важно адекватно оценить свою работу. Если вы развивающийся художник и у вас нет армии поклонников, то завышенная цена отпугнет коллекционеров. А заниженная — обесценит ваш труд.

В среднем работы начинающих стоят А когда несколько работ купят, цены можно повышать. Авторы, которые успешно и регулярно продают свои произведения, выставляют картины и за несколько ETH. А звезды выходят и на сотни.

Чтобы выбрать механизм продаж на Opensea, нажмите кнопку List рядом с главным изображением NFT. А затем отметьте, что вам подходит: фиксированная стоимость или аукцион. Предложения с ценами от покупателей будут поступать независимо от выбранного варианта

На Foundation справа устанавливается начальная ставка аукциона, а слева можно поставить фиксированную цену

В каталоге Knownorigin видно, каков тип продажи каждой картины

Низкий заработок для новичков и однотипные работы низкого качества

Примеры работ разных авторов с главной страницы маркета OpenSea. Источник

Заработать довольно большие суммы на NFT сейчас могут лишь популярные художники «с именем». Пользователи покупают их токены в первую очередь из-за известности и только потом — из-за художественной ценности.

По моим представлениям, такой крипто-арт ищут NFT-коллекционеры / Что на самом деле продаётся в маркетплейсах

Арт-директор NVIDIA Гавриил Климов (Hexeract) поделился мнением в интервью изданию 80.lv, что «большинство NFT-продуктов на рынке создают любители, и в целом качество просто не дотягивает до работ, которые могут делать профессионалы и работники больших студий». К тому же, на NFT-площадках многие авторы работают на количество, выставляя коллекции, состоящие из 2-х и более тысяч изображений с минимальными различиями.

Но даже повторяющиеся работы низкого качества продолжают покупать. Дело в том, что NFT-изображения часто представляют как редкий и дефицитный товар, единственной копией которого будет владеть только покупатель (на самом деле автор изображения может продавать его сколько угодно раз и создавать сколько угодно токенов).

Фрагмент коллекции CyberKongz VX. Автор — 87219A. Стоимость почти всех объектов в криптовалюте — 1 SOL (около 200 долларов). Источник

Работы новичков, из-за отсутствия известности, не пользуются большим спросом, и часто молодым художникам приходится продавать контент с ценником в 3-5 долларов. Ради раскрутки работ молодые художники активно сотрудничают с другими художниками, чуть более известными, рассказывают о своих работах в соцсетях и даже создают цепочки продаж токенов, передавая работы своим знакомым и друзьям «из рук в руки» (так искусственно повышается стоимость токена).

Про NFT:  Погрузитесь в мир Hydraverse NFT: путешествие для новичков

Erika-Xero считает, что «всё чаще мотивация коллекционеров и покупателей — не любовь к искусству, а перспектива продать токен по более высокой цене».

Шаг 1
Выбрать тип маркетплейса

Я делю NFT-маркетплейсы на две группы: открытые и курируемые.

Открытые доступны всем желающим. Кто угодно может создать там NFT и выставить его на продажу, причем порой совершенно бесплатно. Самые известные открытые маркетплейсы — Opensea и Rarible. Их я и советую новичкам.

Но на открытых маркетплейсах создается слишком много токенов. Они теряются в огромном потоке, и вероятность, что увидит и сразу купит именно вашу картину, почти нулевая. Продвигать ее придется по своим каналам, например через соцсети.

А это часть каталога Rarible

Курируемые площадки называются так потому, что художники там сначала проходят отбор кураторов. А на некоторые, например Foundation, можно попасть по приглашению других художников — тех, кто раз продавал через маркетплейс. В итоге на курируемых маркетплейсах много всемирно известных мастеров. Работ там выставляется меньше, а их качество и цена выше.

Еще каждая курируемая площадка занимает определенную нишу. То есть можно показывать картины сразу целевой аудитории. Так, Superrare позиционируется как маркетплейс для работ самого высокого качества, они там стоят от 2 ETH. На маркетплейсе продаются работы топовых российских авторов, таких и Recycle Group. А пройти туда отбор очень сложно.

Это работы продаются на Superrare. Маркетплейс позиционирует себя как элитный

На Knownorigin и Makersplace цены ниже, но упор тоже на высокое искусство. К примеру, KnownOrigin — негласный лидер в  и активно развивает . Но порог входа на обе площадки не такой высокий, как на Superrare.

Foundation в последнее время сильно разросcя, и там появилось много некачественного контента. Но плюс маркетплейса в том, что аукцион с вашей картиной может попасть на главную страницу сайта и привлечь много коллекционеров. Их на маркетплейсе много.

А это работы c Knownorigin. Там много картин

На Foundatoin есть и дорогие, и дешевые работы

В общем, стоит начинать на открытых площадках, но одновременно подавать заявки и на курируемые маркетплейсы. Например, чтобы получить приглашение на Foundation, я участвовал в конкурсах в «Твиттере» по хэштэгу #FNDinvites.

Однако, прежде чем регистрироваться на  маркетплейсе, нужно как минимум создать криптокошелек.

Шаг 3
Пополнить криптокошелек

За любое взаимодействие с блокчейном Ethereum нужно платить комиссию майнерам — специалистам, которые обеспечивают работу сети с помощью своего оборудования. Комиссии берут за то, что вы создаете NFT, выставляете его на продажу, меняете цену или просто переводите криптовалюту между кошельками. Такая комиссия называется газом.

Исключение — маркетплейс Rarible. Там можно создать и выставить работу бесплатно. А газ списывается только в момент продажи работы, и иногда его оплачивает коллекционер.

Цена газа постоянно меняется в зависимости от загруженности . Узнать точную стоимость газа в данный момент можно на сервисах мониторинга вроде Gwei.at. А в среднем в сети Ethereum она колеблется до 0,03 ETH. Но можно заранее выбрать время, когда цена ниже.

Получается, чтобы создать NFT в Ethereum, лучше положить на кошелек 0,05 ETH. Этого хватит, чтобы оплатить mint и list — создание токена и его выставление на продажу.

Купить криптовалюту и пополнить кошелек можно через криптобиржи или криптообменник — советую выбирать его на Bestchange. Первый вариант надежнее, потому что криптообменники бывают мошенническими. Но на криптобирже придется заплатить газ за пересылку криптовалюты с биржи на кошелек. Его цена тоже зависит от загруженности сети.

вы решите воспользоваться криптообменником, погуглите отзывы о нем, чтобы не отправить деньги аферистам.

На калькуляторе Bestchange можно посчитать, сколько нужно рублей, чтобы купить определенную криптовалюту

Ошибка выжившего

Александр из Барнаула (творческий псевдоним Asterrvn) свои первые шаги в цифровом искусстве сделал в 16 лет, когда увлекался хип-хоп-музыкой и сам сделал обложку для альбома в Adobe Photoshop (программа для графического дизайна — прим. ТАСС).

«Первую обложку я сделал в 2017 году. Я попал в топ по версии самого крупного портала об обложках Visuality. Я делал самостоятельные арты в стол. Цифровому художнику сложно себя реализовать в Барнауле. Единственным методом заработка было устраиваться дизайнером для шашлычных или делать видеозаставки для новостей», — рассказывает художник.

Около года Александр проработал штатным дизайнером в магазинах одежды, но параллельно выкладывал свои работы на онлайн-платформы для дизайнеров и там стал зарабатывать первые гонорары.

«Я во многом ошибка выжившего. Все, за что я брался в сфере дизайна, продавалось. Дизайнером я сразу устроился в штат, стоило мне сделать первый дроп на NFT-маркетплейсах, это сразу продалось. Так, до апреля прошлого года я занимался обложками. Со временем я понял, что хочу делать что-то большее, чем визуализация чужих мыслей», — говорит Александр.

Весной прошлого года случилась золотая эпоха Clubhouse (социальная сеть для голосового общения — прим. ТАСС), там в одной комнате собрались художники Покрас Лампас, Brickspacer и Никита Реплянский, где они пошагово разбирали, как цифровому художнику зарабатывать на своем искусстве. Эта восьмичасовая дискуссия произвела большое впечатление на Александра, и он решил попробовать.

Художникам иногда приходится идти на крайние меры и закрывать свои галереи

Обложка Лиама Шарпа для комикса The Brave and the Bold: Batman and Wonder Woman #1. Источник

«К сожалению, я вынужден полностью закрыть свою галерею на DeviantArt» — такое сообщение опубликовал комиксист Лиам Шарп, рисовавший серии Green Lantern и Wonder Woman для DC. Его работы украли со странички на DA (художник пользовался площадкой 14 лет) и выставили на продажу в виде NFT-коллекции.

Твит Лиама Шарпа: «К сожалению, мне придётся полностью закрыть всю мою галерею на DeviantArt, потому что люди продолжают воровать мои работы и продавать их как NFT. Я не могу и не должен сообщать о каждом из таких случаев и приводить доводы, которые постоянно игнорируют. Грустно и обидно». Источник

Шарп жаловался администрации OpenSea и требовал удалить со страниц магазина свои работы, однако, по словам художника, «его неоднократно проигнорировали».

В свете событий администрация DevianArt ввела систему DeviantArt Protect, которая призвана обезопасить художников от кражи работ. Однако система не защищает арт напрямую, а лишь отслеживает случаи, когда его заливают на NFT-площадки без разрешения, после чего присылает художникам уведомления. Дальше они должны слать жалобы на контент и разбираться самостоятельно. Систему разрабатывали в сотрудничестве с площадкой OpenSea.

От действий злоумышленников в том числе пострадали художники Loish, Nesskain, Андре Риос, концепт-художник «Детектива Пикачу» Р. Дж. Палмер и русская художница Ольга Ануфриева, работы которой на NFT-сервисах заметили подписчики.

Шаг 2
Создать криптокошелек

Кошелек в криптомире — это и главный документ, и хранилище. К кошельку будут привязаны все ваши аккаунты на маркетплейсах. Самый удобный, на мой взгляд, для работы с NFT в Ethereum кошелек — Metamask. Чтобы им пользоваться, нужно установить на свой браузер расширение или загрузить приложение в смартфон.

Сам кошелек создается за пару кликов. Очень важно запомнить пароль и записать и надежно сохранить так называемую . Она понадобится, чтобы открыть свой кошелек с другого устройства или если вы смените браузер. Сделать это другим способом не получится.

Стоит ли художнику идти в сферу NFT

Чтобы быть успешным в сфере NFT, художнику нужно выстраивать свой бренд, как и в традиционном искусстве. Этот процесс небыстрый, и он требует постоянных и часто рутинных действий. Зато путь NFT сразу выводит на международный рынок, который с каждым днем все больше.

Поэтому я считаю, что каждому мастеру, чьи работы можно представить в цифровом виде, стоит попробовать себя в NFT. Это касается и художников, и фотографов, и мастеров по компьютерной графике. Особенно тех, чьи произведения изначально цифровые.

вы создаете физические работы, подумайте, чем формат NFT может их обогатить. К примеру, статичную картину можно анимировать или добавить скрытый контент. Будьте оригинальными и по максимуму используйте возможности цифрового формата — не стоит продавать просто отсканированные картины.

Создать NFT несложно. Главное — изучить рынок, посмотреть, что, где и за сколько продается, и выбрать подходящую нишу. А потом не гнаться за временными трендами, а развивать собственное направление.

Маркетплейсы

OpenSea — децентрализованный НТФ-сервис на блокчейне Ethereum. Прежде, чем пользоваться платформой, нужно подключиться к кошельку (рис. 3), после этого можно оформлять токен. Торговые транзакции исполняются смарт-контрактом. Картины продаются по фиксированной цене и с аукциона.

Русские nft художники

SuperRare — маркетплейс для визуального контента высокого уровня, поэтому токены здесь дороже, чем на большинстве платформ, к тому же площадка работает на блокчейне Ethereum. Также продаваемые токены больше нигде продавать нельзя, по правилам площадки.

Rarible — платформа, на которой автор может продемонстрировать свой контент частично, ещё до продажи, и выпустить токен только когда покупка будет подтверждена. Кроме того, токены здесь реализуются без предварительной модерации.

Mintable — НТФ-платформа (рис. 4) на блокчейне Ethereum и поддерживает сеть Zilliqa. Платформа представляет собой NFT-магазин с менее дорогим функционалом для авторов. Можно сгенерировать много токенов по минимальной стоимости. Также на бирже можно создавать токены без платы комиссий за газ, что также сокращает расходы.

Русские nft художники

Рис. 4
Gate.io NFT — НФТ-проект криптобиржи Gate.io на блокчейне GateChain, с возможностью использовать для транзакций монет BTC, USDT, GT, ETH. Функционал и условия создания и продажи токенов в целом стандартные. На платформе есть особый проект OpenPunks, где можно сгенерировать токен для продажи прямо платформе.

JuggerWorld — ещё одна децентрализованный проект, имеющий отношение к инфраструктуре криптобиржи Бинанс. Создавать и продавать токены можно не оформляя профиль. На бирже есть возможность создания собственной коллекции и сервис продвижения токенов. Для работы нужен кошелек, совместимый с токенами BEP-20, то есть с BNB.

Какими способами можно создать NFT

Смарт-контракт для создания NFT можно написать самостоятельно, но это под силу только программисту. Остальным советую пользоваться готовыми решениями от  — площадок, где торгуют NFT. Вот почему.

Собственные смарт-контракты создаются в основном крупными проектами. У них есть целые команды художников, программистов и специалистов по маркетингу.

Отдельному художнику, тем более новичку, создать смарт-контракт будет сложно: понадобятся узкоспециализированные технические знания. А чтобы продать произведение, придется создать свой сайт, вложиться в рекламу и приложить много усилий, чтобы завоевать доверие коллекционеров: не каждый рискнет подключить криптокошелек к неизвестному сайту и  там купить. Это как с банковскими картами: никто не вводит их данные где попало.

Конечно, у этого метода есть и плюсы: вы сможете полностью контролировать процесс создания NFT и продажи. А еще никому не придется платить процент от прибыли. Но трудности, с которыми придется столкнуться, могут не окупиться.

NFT-маркетплейсы предлагают готовые решения . Чтобы их создавать, никакие специализированные знания не нужны, плюс некоторые площадки сами продвигают своих авторов. А главное, коллекционеры уже доверяют маркетплейсам и следят за новинками, которые там публикуются. То есть найти на маркетплейсе покупателя будет проще.

Минусы маркетплейсов в том, что им нужно платить комиссию — до 15% от суммы продажи. К  ваше произведение, скорее всего, будет привязано к одному маркетплейсу и его нельзя будет перенести на другой.

Но для новичков плюсы маркетплейсов, на мой взгляд, перевешивают. Так что дальше я пошагово расскажу, как продавать NFT именно через них.

NFT как отмывание денег

По мнению художника Antsstyle, сейчас всё чаще NFT используют скупщики и арт-дилеры для отмывания денег. Рынок токенов он сравнивает с «Диким Западом» из-за отсутствия регулировки и правовых норм. Дело в том, что все сделки с NFT, даже на очень крупные суммы, сейчас не облагаются налогами, из-за чего предприниматели и злоумышленники используют систему как средство для перевода денег с кошелька на кошелёк без комиссии и вычетов. Любой пользователь может создать простое изображение (или взять уже существующее) и привязать к нему токен с ценником в 100 тысяч долларов, после чего продать его своему деловому партнёру или перевести на свой же аккаунт с другим адресом.

Про NFT:  Binance nfteaching nft student

Например, уже упомянутый художник Beeple после сделки на 69 млн долларов запустил ещё один аукцион с новой работой. По мнению Antsstyle, эта продажа оказалась обычным переводом. Работу купил бизнес-партнёр художника, который хотел «освоить» накопившуюся криптовалюту и перевести её в другой актив, пока не упал курс.

Бывший директор рыночных исследований блокчейн-консорциума R3 Тим Суонсон считает, что «невзаимозаменяемые токены уже используются не только для отмывания преступных доходов, но и для уклонения от уплаты налогов». Он утверждает, что счёт с налоговыми обязательствами покупает токен у неизвестного аккаунта, а затем перепродает третьему лицу по более низкой цене, получая убыток, который компенсирует вышеупомянутые налоговые обязательства. То есть по записям получается, что он не зарабатывает, но на деле осваивает нужные средства.

Подробнее про отмывание денег через NFT можно почитать тут.

Полуцифровой художник

Несмотря на жадность к технологиям, Михаил немного задержался с запрыгиванием в поезд NFT (non-fungible token — невзаимозаменяемый токен). Он видел новости о безумных продажах и понимал, что что-то упускает, но реализация себя как традиционного художника была в приоритете.

Первые три работы, которые он продал, — цифровые кирпичи. Они шли вместе с реальной копией. Это был эксклюзив специально под NFT-платформы. Все три приобрели по $700, из них два — в Турции, что сильно усложнило доставку.

«Но, как оказалось позже, когда сопровождают цифровое произведение физическим объектом, это не всегда мотивация для коллекционеров. Многие из них придерживаются новой парадигмы, что ничего физического быть не должно, не должно быть рудиментарных объектов традиционного искусства в цифровой экономике и загружать это устаревшими артефактами чуть ли не оскорбительно», — объясняет автор.

NFT интерактивного 3D-видео

После бурного взлета в 2021 году индустрия NFT переживает не лучшие времена. И всё же новые работы продолжают появляться, а крупные аукционные дома с готовностью их продают. Так, Christie’s в декабре проведет торги, целиком посвященные NFT, а самым дорогим лотом на них станет работа российского художника — Данила Криворучко. Проект называется Life in Our Minds: Mother Flock (2022) и представляет собой интерактивное 3D-видео, созданное на основе ранее выпущенных NFT в виде оригами. Здесь целая «стая» этих бабочек-оригами устраивают причудливый танец. Это красиво и само по себе, но по-настоящему впечатляет работа, если зритель с ней взаимодействует. Камеры фиксируют положение его тела, и на основе полученной информации корректируется траектория движения всех 3D-элементов. Например, мириады виртуальных созданий пугливо разлетаются в стороны от резких движений руками, кружат вокруг головы, подобно тому, как это делали бы настоящие светлячки. Таким образом, исходная работа может стать базой для новых произведений — публичных перформансов. На сайте приведен в качестве примера видеоролик с танцовщиком, который исполняет хореографическую композицию на фоне экранов с работой Криворучко. И этот «дуэт» выглядит завораживающе.

Стартовая цена в криптовалюте (Etherium) — Ξ 80 (около $102,6 тыс), а эстимейт — Ξ 80–100.

Рождение Sketchar

Предприниматель долго не думал, чем заниматься дальше, ведь идея для Sketchar — приложения, которое могло помочь людям начать рисовать с помощью дополненной реальности, — родилась еще в 2012 году. В идею поверил и предыдущий инвестор — фонд IMI.VC Игоря Мацанюка. Так появилось приложение для художников Sketchar, которое уже через год существования, в 2018-м, получило американскую премию лучших интернет-проектов Webby Awards.

Позже проект перерос в платформу для начинающих креаторов, которые ничего не знают про NFT. Она может помочь с инструментарием, экосистемой и продажей.

«Мы сделали упрощенные инструменты, с помощью которых человек даже без особых навыков может рисовать, снизили порог входа. Чтобы что-то сделать в Photoshop, надо как минимум год потратить. В Sketchar это можно сделать за пару дней. А потом еще и продать свою работу. Приложение бесплатное, с платными функциями и контентом. Более 1 тыс. уроков на платформе бесплатны. Запуск маркетплейса включил новую финансовую модель — процент от продаж работ наших художников. Возможно, в скором времени этого будет достаточно, чтобы сделать приложение полностью бесплатным», — полагает основатель проекта.

В пандемию у приложения случился троекратный рост — аудитория к 2022 году достигла 8 млн органических загрузок. 25% аудитории — из США, далее европейские страны, Англия, Россия, Китай, Индия. Один из главных инструментов, который этому способствовал, — виральный (вирусный — прим. ТАСС) контент. В TikTok у приложения 1,2 млн подписчиков, где в коротких роликах художники показывают, как делают свои работы.

«На искусстве зарабатывают только 10% креаторов. Наша аудитория — остальные 90% творческих людей, которые работают где-то в найме и мечтают реализоваться. Мы проводили в 2021 году конкурс среди наших креаторов, более 3 тыс. рисовали марсиан с помощью нашего приложения. Были как начинающие, так и те, кто выставлялся на аукционе Christie’s. Самое интересное, что их работы не так сильно отличаются по качеству благодаря инструментам приложения. Призовой фонд составил $35 тыс. Победителям конкурса мы заплатили по $40 за каждую выбранную работу, кто-то получил по $2–3 тыс. Отобрали 888 работ — в феврале 2022-го коллекция выйдет на продажу на платформе. Большая часть выручки переходит авторам, 5% — в Фонд креаторов на новые активности. И все это распределяется автоматически благодаря блокчейну», — объясняет Андрей.

Шаг 8
Осуществить сделку

Все коллекционеры разные. любит пообщаться с художником, прежде чем купить его картину. сначала делает ставку на аукционе, а потом упоминает в твите автора и так привлекает к нему внимание. А  соблюдает полную анонимность, покупает картину молча, и его личность установить невозможно.

Когда коллекционер предложит цену, на электронную почту придет уведомление. Поэтому следите, чтобы письма от маркетплейсов не уходили в спам.

Если работа продается на аукционе, художники рассказывают о первой ставке подписчикам и привлекают внимание других коллекционеров. Так может начаться война ставок: коллекционеры будут пытаться обыграть друг друга в последние минуты аукциона.

О том, что коллекционер предложил цену за работу, на почту приходит письмо. Это сообщение от Foundation

Война ставок за работу художника Yung Jake на  Foundation

Когда работу купят, токен перейдет в кошелек коллекционера, но изображение картины останется в портфолио художника. Правда, теперь он больше не будет ею управлять. А коллекционер, наоборот, сможет продать, переслать или уничтожить картину.

В истории токена видны все события, которые происходили с NFT, включая предложения цены и смену владельца

Сколько стоит НФТ?

Если посмотреть на статистику, то стоимость токенов, только что одобренных к листингу, то есть начальная стоимость, относительно невелика, от 0,0001 USDT. В разделе актуальных токенов цены встречаются уже значительные, от 100 USDT. Но ни о каких сотнях тысяч или десятков тысяч долларов речь не идёт для абсолютного большинства художников. То есть на этой платформе авторы могут рассматривать свои творения как инвестиционный инструмент, если удастся подняться от 0,1 долларов до 100, то это очень хороший результат. По суммарному объему продаж всех произведений сумма заработка у некоторых художников за весь период их торговли уже впечатляющая.

Если художнику кажется, что его работа стоит миллион – он может предложить такую цену на НТФ-платформе. Но сколько реально будет стоить картина, решат зрители. Скорее всего, картину неизвестного новичка за миллион никто не купит, поэтому придётся делать то, что обычно – трудиться — рисовать картины, совершенствовать мастерство, выгружать на платформу, ждать, пока публика оценит. Нельзя исключать, что завоевать интерес публики удастся быстро, но также не исключено, что придётся работать долго и упорно.

Как создаются NFT

NFT создаются в . Их очень много, но самая популярная среди  — Ethereum, или «Эфириум». Так что дальше я буду рассказывать о токенах именно на ее примере.

У каждой сети своя криптовалюта. У Ethereum она называется , как и сама сеть, — эфириумом, а обозначается ETH. Продавать и покупать NFT можно только за криптовалюту той сети, где он создан: создаете токен в Ethereum — продадите только за эфириумы. Сразу предупрежу, что криптовалюты — очень нестабильный инструмент, который требует внимательности. Так что стоит подробно изучить, как работать с криптой и чего от нее ждать.

Создать NFT — это запустить цифровой алгоритм. Он запишет свойства токена картины в блокчейн и обозначит действия, которые с ним можно выполнять. Например, продавать.

Такой алгоритм еще называют , и его можно сравнить с договором на сделку. Первая транзакция по этому договору в  — регистрация договора, то есть момент создания NFT.

Проблемы NFT, которые влияют на художников

Твит художницы Loish: «Мой опыт с NFT? Я потратила много времени на жалобы о нарушении авторских прав, иногда без результатов, потому что платформы едва реагировали на мои сообщения. Через неделю придётся начать всё это заново, потому что мошенники стали чаще загружать мои работы на платформы». Источник

Как обезопасить себя от кражи работ

Кража арта тогда и кража арта сейчас. Источник

Если вы выкладываете свои работы в интернет — обезопасить их от кражи крайне сложно. Злоумышленники, боты и нечестные продавцы могут в любой момент скопировать их и загрузить на любую из площадок без вашего ведома. Можно пожаловаться на кражу контента, заполнить форму и ждать вердикта администрации площадки, но это долгий процесс, который не всегда заканчивается в пользу художника.

Если вы знаете другие способы, которые помогут художникам предотвратить кражу работ или добиться справедливости, — пожалуйста, поделитесь в комментариях.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Шаг 9
Вывести деньги

Когда сделка закроется, сумма в криптовалюте добавится на кошелек за вычетом комиссии маркетплейса. Ее можно будет конвертировать в фиат — рубли, доллары, евро или любую другую валюту, которая физически существует.

Проще всего конвертировать криптовалюту через криптообменники. Для этого нужно сравнить курсы обмена, например, на Bestchange и выбрать обменник с самым выгодным курсом и хорошими отзывами. А затем перевести криптовалюту на кошелек, указанный обменником, и заплатить за это газ.

После надо ввести свои данные и номер банковской карты и дождаться, когда на нее поступят деньги. Но не забудьте оставить в кошельке немного валюты, чтобы создавать следующие NFT.

Оцените статью
NFT Эксперт