Условия урегулирования раскрывать не стали.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

Кинорежиссер Квентин Тарантино выставит коллекцию невзаимозаменяемых токенов (NFT) по мотивам фильма 1994 года «Криминальное чтиво» на аукцион Secret Network. Об этом говорится в пресс-релизе.
Торги пройдут в семь этапов:
Напомним, в ноябре 2021 года Тарантино анонсировал NFT-аукцион по мотивам «Криминального чтива».
В ответ киностудия Miramax подала иск против кинорежиссера с обвинением в недобросовестной конкуренции, нарушении контракта и авторских прав.
Читайте биткоин-новости ForkLog в нашем Telegram — новости криптовалют, курсы и аналитика.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Понятие виртуальной собственности могло упростить авторское право во всём мире, но его сначала присвоили спекулянты с однотипными картинками, а теперь пытаются освоить бренды.
Один из токенов Bored Ape в коллекции Adidas Engadget
В 2012 году глава финансовой платформы eToro Йони Ася предложил создать на инфраструктуре биткоина монеты, которые можно «окрасить» определёнными атрибутами или информацией, не зависящими от номинальной стоимости биткоина.
Криптоэнтузиаст Мени Розенфельд посчитал, что «окрашенные» монеты можно использовать как, например, сертификат на владение вещью или акции. По его мнению, таким способом можно было бы децентрализованно менять предметы, валюты, землю или недвижимость без помощи посредников.
Два года «окрашенные» монеты оставались концептом, пока в 2014 году энтузиасты не запустили платформу Counterparty. Создатели построили проект с открытым исходным кодом на блокчейне биткоина и позволили пользователям создавать на нём собственные валюты.
Киностудия утверждает, что режиссер нарушает ее исключительные права, которые он уступил ей еще в 1993 году. Иск и доказательства прилагаются.
В начале этого года мы писали про юридические аспекты NFT токенов. Там также был раздел про то, как это все работает с технической точки зрения и что вообще из себя представляют эти токены. Поэтому, если хотите освежить это в памяти, обращайтесь к статье по ссылке выше.
Среди вопросов, который мы тогда обсуждали, был следующий: необходимо ли получать согласие правообладателя, если хочешь сделать NFT токен с использованием чужого объекта авторских прав (картинки или видео)? Miramax считает, что нужно, и собирается это доказывать в калифорнийском суде.
По этой ссылке можно посмотреть сам иск и документы из 90-ых, по которым Тарантино передавал почти все права в пользу киностудии (сами договоры, кстати, представляют собой хороший пример ужасного юридического английского языка). Ниже мы кратко описываем, в чем суть иска и какие у него перспективы с нашей точки зрения. В конце статьи несколько слов про другие юридические аспекты NFT токенов.
Кинорежиссер Квентин Тарантино продал невзаимозаменяемый токен (NFT) Royale with Cheese по мотивам фильма 1994 года «Криминальное чтиво» за $1,1 млн. Об этом ForkLog рассказали организаторы аукциона Secret Network.
Покупателем стала децентрализованная автономная организация AnonDAO. Она выиграла аукцион среди 200 ставок.
Полная NFT-коллекция Тарантино содержит семь токенов с главами из оригинального рукописного сценария кинорежиссера и его эксклюзивными аудиокомментариями.
Торги проходят в семь этапов:

Токены выпущены на платформе Secret Network. Контент смогут увидеть только обладатели NFT, которые также могут скрыть свою личность и данные.
Фильм «Криминальное чтиво» удостоился высшей награды Каннского кинофестиваля в 1994 году. В 1995 году Тарантино и соавтор сценария картины Роджер Эвари получили «Оскар» за лучший сценарий.
В апреле режиссер и aвтop кoмикcoв Keвин Cмит продавал свой новый фильм ужасов «Здесь был Киллрой» (Killroy Was Here) в виде NFT.
NFT-токены уникальны и не поддаются делению. Такие токены используются для подтверждения права собственности на объект, их нельзя заменить без согласия владельца.
— Владелец NFT CryptoPunks продал токен за $532 млн самому себе
— Мэтт Деймон станет лицом криптообменника
— Coinbase анонсировала запуск NFT-маркетплейса
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Кинорежиссер Квентин Тарантино представит коллекцию из семи NFT по мотивам фильма 1994 года «Криминальное чтиво». Владельцы токенов получат доступ к эксклюзивному авторскому контенту.
BLAST OFF!! Make way for the icon!! Make way for Quentin Tarantino!! Welcome to the NFT space!
Аукцион состоится на торговой площадке OpenSea, о старте торгов объявят позднее.
Проект реализован в сотрудничестве с SCRT Labs, основным разработчиком блокчейн-решения первого уровня Secret Network. По утверждению компании, за счет встроенных функций конфиденциальности технология Secret NFT позволяет создателям контента решать, какие элементы коллекционирования являются общедоступными, а какие – частными для владельцев.
Напомним, в июле создатели нового фильма с Энтони Хопкинсом заявили о намерении продать его в виде NFT.
В апреле к NFT-буму присоединился режиссер «Догмы» Кевин Смит.

Popular on Variety
Quentin Tarantino and Miramax have put aside their differences over an NFT auction of screenplay excerpts from “Pulp Fiction.”
In the end, Tarantino went ahead with the first of seven planned auctions. But after selling the first NFT for a reported $1.1 million, the remaining six auctions were canceled due to “extreme market volatility.”
On Thursday, Miramax’s lawyers filed a brief statement in court, saying only that, “The parties have settled this case and expect to file their dismissal papers within two weeks.”
“The parties have agreed to put this matter behind them and look forward to collaborating with each other on future projects, including possible NFTs,” the two sides said in a joint statement on Thursday.
Tarantino’s side argued that he had retained screenplay publication rights in his contract, and the NFTs were merely a new way to republish his script in a new format.
In the months since the suit was filed, however, NFT sales have plunged, leading several outlets to report on the collapse of the asset class.
Режиссер выпустит невзаимозаменяемые токены, несмотря на иск от кинокомпании Miramax, которая обвинила его в нарушении контракта, авторских прав и недобросовестной конкуренции

Адвокат режиссера Брайан Фридман пояснил, что Тарантино имеет полное право на продажу своих NFT-токенов, несмотря на иск, который против него подала кинокомпания Miramax. Компания обвинила Тарантино в нарушении контракта, авторских прав и в недобросовестной конкуренции. Фридман назвал иск от Miramax «неудачной попыткой» помешать Тарантино выпустить незваимозаменяемые токены.
Фильм «Криминальное чтиво» удостоился высшей награды Каннского кинофестиваля в 1994 году. В 1995 году Тарантино и соавтор сценария картины Роджер Эвари получили «Оскар» за лучший сценарий.
— NFT-маркетплейс OpenSea привлек $300 млн
— Аналитик назвал условие для завершения коррекции биткоина
— Более 2500% роста. Самые подорожавшие за неделю токены
Семь невиданных ранее сцен из «Криминального чтива» упадут как Secret NFT.
Последние новости обрушились на сообщество NFT, поскольку не просто какой-то урод с улицы, а сам БОГ сценаристов и гуру режиссуры Квентин Тарантино врывается в криптопространство с совершенно прорывной коллекцией. Фильм Тарантино «Криминальное чтиво» получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале и принес сценаристу-режиссеру его первый «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
И теперь миллионы заядлых поклонников криминального чтива по всему миру не могут дождаться, чтобы раскрыть тайну — семь никогда ранее не виданных, сцен из криминального чтива будут выставлены на аукцион как Secret NFT с помощью Secret Network для обеспечения конфиденциальности и контроля доступа.
Таким образом, шесть из семи NFT Тарантино будут выставлены на продажу в OpenSea. Оставшийся NFT уйдет с молотка в традиционном аукционном доме. Функция SecretNFT сделает это возможным, так как только те счастливчики, которые владеют токенами Тарантино, получат доступ к рукописным сценариям и комментариям Тарантино. Конечно, если они не захотят поделиться ими лично.
Остается подождать, пока Тарантино не укажет дату и минимальную цену. Вероятно, найдется больше, чем несколько состоятельных поклонников Тарантино, готовых выложить «большой кусок», чтобы заполучить часть культового фильма.
Ну, откровенно говоря, 2021 год богат дропами знаменитостей. И мы так рады, что иконы вступают в крипто-мир, заставляя других следовать по их стопам. Snoop Dog, MC Hammer, Beeple и многие другие художники, музыканты, актеры и спортсмены уходят в криптографию. И ты уже в курсе этого?Если нет, то будем рады видеть в нашем телеграм блоге про НФТ.
Filmmaker Quentin Tarantino and studio Miramax have settled a lawsuit over non-fungible tokens, or NFTs, based on Pulp Fiction. A new court filing indicates the sides will request to dismiss the suit in the coming weeks, and they offered a joint statement, as reported by Deadline. “The parties have agreed to put this matter behind them and look forward to collaborating with each other on future projects, including possible NFTs,” they said. The terms of the settlement were not disclosed.
Tarantino introduced his NFT lineup last year at the height of NFT mania, promising each one would unlock a “secret” about his 1994 film. Tarantino said the NFTs were linked with media from the screenplay, which he retained rights to, but Miramax sued on the grounds that NFTs constituted an “emerging technology” that it could contractually profit from. “Whatever limited rights Mr. Tarantino has to screenplay publication, they do not permit the minting of unique NFTs associated with Miramax’s intellectual property,” wrote the company’s attorneys in January, when the first NFT sold for $1.1 million to a collective linked with its sales network Secret.
But as TorrentFreak notes, Tarantino and Miramax met last week to discuss a settlement, and the case now seems unlikely to go to trial. Meanwhile, the NFT and cryptocurrency markets have cratered since the suit was filed — so if more tokens are released in the near future, it’s doubtful the stakes will be nearly as high.

Квентин Тарантино (Фото Vittorio Zunino Celotto / Getty Images for RFF)
Квентин Тарантино и киностудия Miramax уладили конфликт по поводу выпуска режиссером NFT по фильму «Криминальное чтиво». Кинематографист выставил на аукцион в 2021 году семь не вошедших в ленту сцен и рукописный сценарий картины с аудиокомментариямиКвентин Тарантино и киностудия Miramax урегулировали судебный иск компании, связанный с выпуском режиссером невзаимозаменяемых токенов (NFT) по его фильму «Криминальное чтиво» в 2021 году. Об этом сообщает издание The Hollywood Reporter. Условия достигнутого соглашения неизвестны.В начале ноября прошлого года стало известно, что Квентин Тарантино выставит на аукцион на онлайн-маркетплейсе OpenSea эксклюзивный контент по фильму «Криминальное чтиво»: семь не вошедших в фильм сцен и рукописный сценарий с аудиокомментариями в виде NFT. Режиссеру принадлежали авторские права на сценарий.Вскоре после этого кинокомпания Miramax подала в суд на Квентина Тарантино, потребовав запретить ему продавать на электронном аукционе вырезанные сцены из «Криминального чтива» в виде NFT, поясняя, что большая часть авторских прав на фильм принадлежит именно студии. Тарантино же утверждал, что публикация NFT находится в пределах его авторских прав на сценарий и не нарушает соглашения с Miramax.«Стороны договорились оставить этот вопрос позади и надеются на сотрудничество друг с другом в будущих проектах, включая возможный выпуск NFT», — говорится в совместном заявлении Miramax и Тарантино.Фильм «Криминальное чтиво» вышел в 1994 году. Он получил высшую награду Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь», в 1995 году Тарантино и соавтор Роджер Эвари получили «Оскар» за лучший сценарий.
Американский режиссёр Квентин Тарантино (Quentin Tarantino) намерен продать с аукциона площадки OpenSea несколько лотов в виде NFT-токенов. Речь идёт о семи вырезанных из кинофильма «Криминальное чтиво» сценах, а также рукописном сценарии и эксклюзивных комментариях к нему, записанных режиссёром в формате аудио.
Квентин Тарантино / Источник изображения: Martyn Goodacre / Hulton Archive / Getty Images
«Я рад представить эти эксклюзивные сцены из «Криминального чтива» поклонникам. Секретная сеть и NFT-токены открывают совершенно новый мир, объединяющий фанатов и артистов, и я взволнован быть частью этого», — прокомментировал данный вопрос Тарантино.
Доступ к неопубликованному ранее контенту, связанному с легендарным фильмом, по итогам аукциона получит покупатель, чьё имя останется неизвестным. Вероятнее всего, стоимость NFT-токенов, подтверждающих право владения объектами искусства, также не будет разглашена. Отметим, что Тарантино не первый голливудский режиссёр, представивший результаты своего творчества на рынке NFT. До этого Дэвид Линч (David Lynch) выпустил несколько NFT-роликов совместно с группой Interpol, а Дэвид Кроненберг (David Cronenberg) стал автором короткометражного NFT-фильма «Смерть Дэвида Кроненберга».
Что касается киноленты «Криминальное чтиво», которая была выпущена студией Miramax в 1994 году, то она завоевала популярность зрителей и получила несколько почётных наград, в том числе «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и «Оскара» за лучший сценарий. Фильм сделал суперзвездой Сэмюеля Л. Джексона (Samuel L. Jackson), а также дал новый толчок к развитию карьеры Джона Траволты (John Travolta).
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Maybe there were NFTs in the suitcase all along.
If you haven’t been keeping up with the news on No Film School, Quentin Tarantino has been trying to sell non-fungible tokens of his Pulp Fiction screenplay. Everything was going according to plan until Miramax stepped in and said he couldn’t do that because they owned it.
This case is super important because its ripple effects will set a precedent across Hollywood. And if writers don’t own scripts, and studios can make a profit on them, there’s a lot more money to be made, which won’t be benefitting the creators. Unless that’s previously agreed upon.
And yes, it is a lot of money. The first Tarantino NFT sold for over a million dollars a few weeks ago.
Right now, neither side is claiming a win or a loss, but this standstill shows just how murky these rights situations are, and how much is at stake.
Matthew Belloni is reporting that another thing could be that the demand for such NFTs might not be as high. Sure, one sold for a lot of money, but it does not mean everyone would want to spend that much. There’s a belief SecretLabs would roll out something like 10,000 of the same NFTs and just release them like art prints as well.
We’ll keep our eyes on if this becomes a bigger story and how it all ends.
Let us know what you think in the comments.
Американская кинокомпания Miramax и Квентин Тарантино пришли к мирному соглашению. В 2021 году студия подала на режиссера в суд из-за планов продать сцены из «Криминального чтива» в виде NFT. Условия сделки не разглашаются.
Квентин Тарантино и кинокомпания Miramax пришли к мировому соглашению касательно судебного разбирательства из-за выпуска NFT по фильму «Криминальное чтиво», сообщает The Hollywood Reporter. Условия сделки не разглашаются.
Режиссер владеет авторскими правами на сценарий, а Miramax — на фильм. В ноябре 2021 года Miramax подала в суд с требованием запретить Тарантино продавать на NFT-аукционе удаленные сцены из его фильма «Криминальное чтиво».
Тогда адвокаты режиссера не согласились с требованием Miramax. По их мнению, режиссер действовал в рамках закона. Согласно копии контракта Тарантино с кинокомпанией, он оставил за собой права на публикацию сценария, книг по фильму, саундтрек к нему, потенциальные сиквелы и ремейки.
Miramax, в свою очередь, утверждала, что ее права более широкие и учитывают технологии, которые еще не были созданы в 1996 году, когда была заключена сделка.
«Стороны договорились оставить этот вопрос в прошлом и рассчитывают на сотрудничество друг с другом по будущим проектам, включая выпуск NFT-токенов», — говорится в совместном заявлении Miramax и Тарантино.
«Криминальное чтиво» получило «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1994 года, а Тарантино и его соавтор, канадский сценарист Роджер Эвери, — «Оскар» за лучший оригинальный сценарий в 1995 году.
Quentin Tarantino’s first Pulp Fiction NFT sold for $1.1 million USD, defying efforts by Miramax, the film studio that produced the 1994 cult classic, to stop its sale.
The project, called Tarantino NFTs, is offering the original handwritten screenplay from the film broken into several iconic scenes minted as one-of-a-kind NFTs. In collaboration with SCRT Labs, the never-before-scene scripts also come with audio commentary from Tarantino himself explaining the scene’s significance.
Miramax has filed a lawsuit claiming intellectual property rights over the content. “Whatever limited rights Mr. Tarantino has to screenplay publication, they do not permit the minting of unique NFTs associated with Miramax’s intellectual property, and his contrary position is the subject of a pending lawsuit,” lawyers for the film studio said in a statement earlier this month.
On Monday, SCRT Labs announced that the first of seven NFTs — “Royale with Cheese” — sold for $1.1 million USD to a crypto collective AnonDAO.
We received a lot of great bids on the first NFT in the collection, but Anons took the prize.
The upcoming auctions of the remaining six NFTs will last for 24 hours or until the target price is reached. Scenes include: “Pumpkin and Honey Bunny,” “Foot Massage,” “Check Out the Big Brain on Brett,” “Captain Koons Monologue – The Gold Watch,” “Bring Out the Gimp” and “Last Scene: Coffee Shop – Ezekiel 25:17.” Auctions will run from January 24 to January 31 through the Tarantino NFTs site.
In other news, Quentin Tarantino has written another Once Upon a Time in Hollywood book.
В компании утверждают, что режиссёр не имеет права продавать связанные с фильмом материалы в виде токенов.
Представители Miramax, которой принадлежит значительная часть прав на «Криминальное чтиво», подали в суд на режиссёра, утверждая, что тот нарушает свой договор. Компания якобы направила ему предупреждение сразу после анонса Tarantino NFT Collection, на которое он никак не отреагировал.
Истцы подчёркивают, что постановщику «Чтива», в числе прочего, принадлежат права на публикацию своего сценария, книг по фильму, саундтрек к нему, потенциальные сиквелы и ремейки. Однако NFT, связанные с картиной, — это территория самой киностудии.
Поведение Тарантино вынудило Miramax подать этот иск против одного из своих самых ценных авторов, чтобы защитить свои права на интеллектуальную собственность, связанную с одной из самых важных знаковых кинокартин студии.Если никак не проконтролировать эту ситуацию, сторонние люди могут решить, что в затее Тарантино принимает участие и Miramax. Кроме того, третьи стороны могут решить, что они тоже могут запускать в продажу подобные товары, хотя Miramax принадлежат права, необходимые для разработки, продвижения и продажи NFT, связанных с кинобиблиотекой компании.
из судебного иска Miramax
Юристы Тарантино не согласны с жалобой Miramax и говорят, что режиссёр действовал в рамках закона, а выпуск сценария в виде NFT не отличается от обычной публикации этого самого сценария.
Невзаимозаменяемые токены, связанные со второй полнометражной режиссёрской работой Квентина Тарантино, должны были выпустить на блокчейн-платформе Secret Network. Судя по всему, запланированный аукцион в ближайшее время не состоится.
Тарантино собирался продать в NFT вырезанные сцены из «Криминального чтива», а также оригинальный рукописный сценарий с собственными аудиокомментариями. В Miramax считают, что действия режиссера нарушают контракт

Кинокомпания Miramax через суд потребовала запретить режиссеру Квентину Тарантино продавать на электронном аукционе вырезанные сцены из его фильма «Криминальное чтиво», сообщили The Wall Street Journal и The Hollywood Reporter.
«Оставленные без контроля действия Тарантино могут ввести в заблуждение, что в его предприятии участвует и Miramax. И это также может заставить других поверить в то, что у них есть права на проведение аналогичных сделок, в то время как на самом деле права, необходимые для разработки, продвижения и продажи NFT, связанных с библиотекой Miramax, принадлежат кинокомпании», — говорится в иске.
Адвокаты Тарантино не согласны с требованием Miramax и считают, что он действовал в рамках закона. Согласно копии контракта режиссера со студией, он оставил за собой права на публикацию сценария, книг по фильму, саундтрек к нему, потенциальные сиквелы и ремейки.
Невзаимозаменяемый токен, или NFT, — это вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален и не может быть обменен или замещен другим аналогичным токеном, хотя обычно токены взаимозаменяемы. С помощью NFT можно закрепить права на какой-либо уникальный объект: произведение искусства в единственном экземпляре, предмет в компьютерной игре или даже недвижимость.
«Криминальное чтиво» вышло в 1994 году. Это второй фильм Тарантино, ставший визитной карточкой режиссера. В картине снялись Джон Траволта, Сэмюэл Л. Джексон, Ума Турман и Брюс Уиллис. Фильм был удостоен «Оскара» за лучший сценарий, а также «Золотой пальмовой ветви» — высшей награды Каннского кинофестиваля.

Eli is a news reporter for CoinDesk. He holds ETH, SOL and AVAX.
Famed director Quentin Tarantino has settled his long-standing non-fungible token (NFT) lawsuit with production company Miramax, according to a Friday court filing.
Both parties have agreed to dismiss the lawsuit, which originated last November when Tarantino announced he would be releasing NFTs using footage from the hit 1994 film he directed, “Pulp Fiction,” which Miramax claimed it owned the redistribution rights to.
“The parties have agreed to put this matter behind them and look forward to collaborating with each other on future projects, including possible NFTs,” Tarantino and Miramax said in a joint statement Friday.
Terms of the deal weren’t disclosed. In January, the first NFT from Tarantino’s collection sold for over $1 million at auction.
The NFT collection lives on the SCRT network, which is known for its “secret” NFTs that can contain media viewable only by their holders. The mechanics of the NFTs were also at the heart of the lawsuit, because Miramax never knew what token-gated content was actually being distributed.
Sign up for The Node, our daily newsletter bringing you the biggest crypto news and ideas.
By signing up, you will receive emails about CoinDesk product updates, events and marketing and you agree to our terms of services and privacy policy.
Please note that our
terms of use,
do not sell my personal information
has been updated
The leader in news and information on cryptocurrency, digital assets and the future of money, CoinDesk is a media outlet that strives for the highest journalistic standards and abides by a
strict set of editorial policies.
CoinDesk is an independent operating subsidiary of
Digital Currency Group,
which invests in
As part of their compensation, certain CoinDesk employees, including editorial employees, may receive exposure to DCG equity in the form of
stock appreciation rights,
which vest over a multi-year period. CoinDesk journalists are not allowed to purchase stock outright in DCG

The case could swing on contract interpretation. Tarantino says the publication of the NFTs are within his reserved rights. According to his deal with Miramax, Tarantino has the rights to “print publication (including without limitation screenplay publication, ‘making of’ books, comic books and novelization, in audio and electronic formats as well, as applicable)” as well as “interactive media.”
“The allegations in Miramax’s complaint make clear that the primary content associated with the NFTs to be auctioned off to the public consists of electronic copies of ‘the uncut first handwritten scripts of ‘Pulp Fiction,’” writes Bryan Freedman, representing Tarantino, in a June 21 motion for judgment on the pleadings. “There is no question that this constitutes an electronic publication — a distribution of one or more electronic copies — of the Screenplay.”
“Both sides have their reserved rights and both sides have the ability to use NFTs to exercise those rights — Miramax with regard to the movie and Tarantino with regard to the screenplay,” says Jeremy Goldman, a partner at Frankfurt Kurnit Klein & Selz focusing on entertainment and technology law.
But this result will turn on an order finding that NFTs aren’t contemplated in rights reserved by either party. Miramax leans on contract language holding that it owns “all rights . . . now or hereafter known. . . in all media now or hereafter known,” but NFTs aren’t traditionally considered media.
“NFTs are not a form of distribution or media — that’s the misunderstanding by Miramax,” Goldman says. “They view NFTs as a medium for distribution, part of how people view content. That’s not what it is. It’s just a record of ownership.”
Какие перспективы
Miramax в своем иске называет Тарантино своим давним и ценным партнером по работе над многочисленными успешными в плане критики и коммерческом отношении фильмами (такими, как «Криминальное чтиво», «Джеки Браун», «Убить Билла. Фильм 1» и «Убить Билла. Фильм 2»). Как замечает сама компания, ее беспокоит то, что непринятие мер сейчас может привести к введению Тарантино других в заблуждение относительно участия Miramax в продолжающейся кампании. Кроме того, Miramax заботит то, что потенциальные покупатели NFT могут подумать, что они вправе совершать подобные сделки с ними, в то время как права, необходимые для разработки, продвижения и продажи таких NFT, по мнению компании, принадлежат ей.
Учитывая такую мотивацию Miramax – явное отсутствие желания «наказать» режиссера – можно предположить, что данный спор между сторонами закончится мировым соглашением, по которому компания будет получать часть прибыли от продажи NFT, или же вовсе отказом Miramax от иска и внесудебным урегулированием спора. В любом случае время покажет.
В чем суть кейса
Квентин Тарантино недавно объявил о планах выставить на аукцион семь «эксклюзивных сцен» из фильма «Криминальное чтиво» 1994 года в форме NFT.
Как сообщается на официальном сайте аукциона, «каждый NFT содержит один или несколько ранее неизвестных секретов конкретной культовой сцены из «Криминального чтива». По утверждению Miramax, Тарантино держал свои планы по созданию NFT из «Криминального чтива» в секрете от компании.
Miramax считает, что Тарантино передал почти все свои права на «Криминальное чтиво» компании еще в 1993 году, включая те, которые связаны с «секретами из Криминального чтива». По мнению компании, те права, которые по условиям действующих между ними соглашений принадлежат Тарантино («reserved rights»), слишком ограничены для того, чтобы он мог производить, продвигать и продавать NFT, ассоциирующиеся с фильмом.
Узнав о планах Тарантино, Miramax направила ему письмо с требованием о прекращении кампании («cease and desist letter»), в котором акцентировала игнорирование Тарантино прав Miramax, связанных с фильмом.
В то время как старт продаж остается запланированным на декабрь 2021 г., Miramax считает, что поведение Тарантино вынудило компанию предъявить к нему иск, чтобы защитить свои договорные права и объекты интеллектуальной собственности, связанные с одним из самых знаковых и ценных для Miramax объектов киноиндустрии.
Что произошло в 2021 году
В марте 2021 года Марк Beeple Винклеманн продал цифровой коллаж из 5000 рисунков, которые он публиковал ежедневно с 2007 года, за $69 млн. Эта сделка с NFT стала самой крупной в истории.
Художник Beeple продал работу «Первые пять тысяч дней» за $69 млн
В сентябре Эрмитаж продал пять токенов со своими картинами на общую сумму свыше 32 млн рублей. Самой дорогой из работ оказалась «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, за неё музей получил более $150 тысяч. В коллекцию также вошли картины Джордоне, Винсента Ван Гога, Кандинского и Моне.
В коллекцию вошли «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Куст сирени» Винсента Ван Гога, «Композиция VI» Василия Кандинского и «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне.
В ноябре 14-летняя художница получила за коллекцию токенов с изображением мультяшных белух $1 млн. В том же месяце киностудия Miramax подала в суд на Тарантино: тот пообещал выставить на аукцион семь NFT с частями сценария «Криминального чтива» со своими комментариями, а студия посчитала это нарушением своих прав на фильм.
Vice сообщило, что некоторые пользователи зарабатывают на работах художников без их согласия — берут изображения, представляются их владельцами, выпускают с ними токены и продают. При создании NFT у пользователей не проверяют права на контент, этим могут заняться только торговые площадки.
Чтобы защитить свои работы, некоторые художники предупреждают в соцсетях, что не работают с NFT. В августе Reuters выпустило статью, в которой связало резкий рост рынка с попытками заработать на спекуляциях. Пользователи покупали NFT, чтобы позже выставить их на продажу с более высокой ценой.
Журналисты Reuters обнаружили, что один из аккаунтов продал изображение обезьяны за 39 ETH на торговой площадке OpenSea, при том что купил его неделю назад за 22,5 ETH — и это был лишь один из многих примеров.
В январе 2021 года общий объём продаж на крупнейшей платформе для торговли токенами OpenSea составил чуть более $8 млн, в марте это значение увеличилось до $148 млн, а в августе — до $1,9 млрд. В декабре общая сумма продаж невзаимозаменяемых токенов выросла до $12 млрд.
Как отмечает The Business Times, невозможность использовать традиционные методы оценки затрудняет выбор подходящей цены для NFT-активов, как это уже было с криптовалютами. Даже если инвестор купит токен за высокую цену, далеко не факт, что позже он сможет продать его дороже.
Ценность NFT легко меняется, так как пользователи «чрезмерно спекулируют», чтобы быстро получить прибыль. С ростом рынка NFT заинтересовались мошенники: в некоторых случаях они крали аккаунты пользователей с их токенами через поддельные сайты или представляясь службой поддержки торговых платформ.
Иногда для обмана используют целые проекты: в октябре инвесторы вложили $2,7 млн в коллекцию карточек Evolved Apes: создатели пообещали запустить на их основе игру с «борьбой обезьян за выживание» и скрылись с деньгами.
Авторы карточек Evolved Apes заработали $2,7 млн и сбежали с деньгами Vice
21 декабря мошенники похитили у NFT-площадки Monkey Kingdom криптовалюту на $1,3 млн: они взломали аккаунт администратора в Discord и опубликовали для пользователей фишинговую ссылку.
30 ноября журналисты Artnet News рассказали, как посетили посвящённую токенам конференцию NFT.NYC и попытались понять, чем людей привлекают NFT. Криптоэнтузиасты называли их «самым значительным художественным достижением со времен Возрождения» и способом «создать богатство» для своих семей.
Некоторые из участников конференции отличались необычным видом News Artnet
Идею о пользе токенов поддержала цифровая художница Марьян Могаддам: по её словам, только с NFT её сфера деятельности получила финансовую оценку, соответствующую культурному вкладу. Она заявила, что с NFT нашла открытое и оптимистично настроенное «сообщество», которое искала всю жизнь.
На конференции также выступил фотограф и один из авторов стандарта ERC-721 Уильям Энтрикен. Он заявил, что в 2021 году художники перестанут умирать бедными благодаря NFT.
Более критическую оценку для Artnet News дал генеральный партнёр аналитической фирмы 1Confirmation Ричард Чен. По его оценке, на рынке токенов действует степенной закон — 32 лучших художника уже получили более половины крипторынка, а остальные авторы тянутся за ними с меньшими суммами в длинном «хвосте».
Игры, мемы и цифровое искусство
3 мая 2014 года первый в мире невзаимозаменяемый токен создал цифровой художник Кевин Маккой вместе с программистом Анилом Дэшем. Монета была уникальной и неделимой, её нельзя было повторить или разделить на части, как биткоин на сатоши.
Маккой привязал к NFT свою анимированную картинку Quantum и продал его в июне 2021 года за $1,4 млн на аукционе Sotheby’s.
Первый NFT Quantum создал цифровой художник Кевин Маккой Hyperallergic
В 2015 году разработчики Ethereum представили стандарт ERC-20, он позволял создавать взаимозаменяемые монеты и новые валюты на основе блокчейна эфира.
Первым NFT-проектом в октябре 2015 года стал Etheria, разработчики предлагали купить в виде токена часть виртуальной карты и оформить её под свой вкус. Одна шестиугольная плитка стоила 1 эфир, или меньше доллара.
В марте 2021 года о проекте вспомнили пользователи: цена на некоторые из плиток стала доходить до 70 эфиров, или около $130,7 тысяч.
На платформе Counterparty пользователи начали производить игровые валюты и связывать их с виртуальными развлечениями. В августе 2016 года четвёртая по популярности в Северной Америке карточная игра Force of Will выпустила на платформе свои карты.
В сентябре того же года пользователи впервые связали цифровые активы с картинками серии Rare Pepes — на них изобразили персонажа-лягушку из мемов. В 2017 году основатель торговой платформы Portion Джейсон Розенштейн провёл аукцион, на котором токены с рисунками продали в ходе первого фестиваля «редкого цифрового искусства».
В марте 2021 года «редчайший из всех» NFT Homer Pepe продали за 205 ETH, или около $320 тысяч. В декабре один из редких токенов CryptoPunk #4156 сменил владельца после выплаты в размере 2500 ETH, или около $10,26 млн.
В июне 2017 года Джон Уоткинсон и Мэтт Холл из Larva Labs создали коллекцию изображений CryptoPunks, которую привязали к невзаимозаменямым токенам на блокчейне эфира. В сентябре разработчики Ethereum, вдохновившись проектом Уоткинса и Холда, представили стандарт ERC-721, который по умолчанию работал с уникальными и неделимыми монетами.
В октябре 2017 канадская студия Dapper Labs первой разработала на основе ERC-721 игру Cryptokitties, в ней пользователи покупали, разводили и продавали виртуальных кошек через привязку к токенам.
В том же месяце о запуске проекта сообщили CNBC и Fox News. Телеканалы назвали резкий рост популярности игры началом «криптовалютной мании» и выходом цифровых активов в мэйнстрим.
Cryptokitties стала первым проектом, который разработали на основе стандарта ERC-721 Cryptokitties
С октября по декабрь 2017 года пользователи потратили на покупку виртуальных котов не менее $1 млн, а некоторые из NFT продали за $100 тысяч.
В декабре 2017 года Девин Финцер и Алекс Аталла запустили площадку OpenSea для торговли NFT. В ноябре 2019 года проект привлёк $2,1 млн инвестиций, в том же месяце в 2021 году через площадку проходило 97% от всех продаж NFT.
В 2018 году NFT заинтересовали широкую аудиторию, художники получили способ продавать NFT-версии своих картин, а коллекционеры — соревноваться в цене за право на владение цифровым искусством. Пользователи продали NFT на общую сумму $41 млн, в 2019 году это значение увеличилось до $210 млн и достигло $340 млн в 2020 году.
В 2018 году художник и фотограф Кевин Абош продал изображение розы за $1 млн в виде 10 токенов. В октябре 2020 года 87-летний автор комиксов Хосе Дель Бохекс передал криптоартисту Тревору Джонсу карандашный набросок с изображением Бэтмена. Джонс записал анимацию, на которой превратил его в картину маслом, и продал её в виде токена за $552 603.
Художники получили полмиллиона долларов за анимированное превращение наброса в картину Artnet News
В октябре 2018 года разработчики из компании Sky Mavis запустили онлайн-игру Axie Infinity, где игроки сражаются с помощью NFT-существ и зарабатывают криптовалюту. Её, в зависимости от вида, можно использовать для создания новых персонажей или управлять игровой вселенной.
В октябре 2020 года ежемесячно в Axie Infinity в среднем играло 200 тысяч игроков, в декабре 2021 года это значение выросло до 2,5 млн.
Новые применения
Мемы, цифровое искусство и спекуляция на вторичных продажах сформировали рынок NFT, который стали всё чаще называть «большим пузырём». Как отмечает глава инвестиционного фонда Pressman Capital Дмитрий Мачихин, вся суть таких рынков хайпа заключается в непредсказуемости взлётов и падений.
Ценность NFT, когда их авторы не известные художники, определяет только спрос NFT’s Street
Оригинальная идея предлагала в первую очередь использовать токены для децентрализованного обмена ценностями без помощи третьих лиц. Таким образом авторы концепта хотели избавиться от посредников и подтверждать права на владение через блокчейн.
По данным компании Statista, пик продаж NFT в 2021 году пришёлся на сентябрь, когда на рынке потратили $625,6 млн на покупку токенов у пользователей и $148,5 млн на новые коллекции. В декабре эти значения снизились до $82,1 млн и $54,8 млн соответственно. Одновременно с этим NFT стали чаще применять для покупок собственности в виртуальных мирах.
29 ноября компания Animoca Brands запустила альфа-версию игры The Sandbox, в которой пользователям предложили создавать игры, общаться и приобретать территорию и зарабатывать NFT на блокчейн-платформе.
The Sandbox называют метавселенной, хотя для подключения к игре не требуются гарнитуры виртуальной или дополненной реальности The VR Soldier
В развитие проекта инвестировали Square Enix, B Cryptos и True Global Ventures. Токены удостоверяли право на владение территорией, часть из которой как партнёры получили рэпер Снуп Догг, продюсер и диджей Ричи Хоутин, Deadmau5 и The Smurfs.
Как отмечает издание Cointelegraph, в первую неделю декабря спрос на покупку виртуальной земли в метавселенной платформы The Sandbox оказался больше, чем у всех предметов искусства: на неё потратили около четверти из $300 млн общей суммы покупок NFT за 7 дней.
19 декабря Nike приобрела стартап Rtfkt — он создавал виртуальные модели обуви с токенами, по которым их можно было обменять на настоящие. В этом же месяце Adidas в сотрудничестве с Bored Ape и другими создателями токенов представила коллекцию NFT-одежды Into the Metaverse, которую можно надеть на свой аватар в игре The Sandbox.
Так выглядит одна из моделей в коллекции Into the Metaverse от Adidas Dezeen
22 декабря баскетболист Стефен Карри продал 2974 NFT с цифровой копией своих кроссовок, в которых он установил в этом месяце рекорд по трёхочковым. Покупатели смогут надеть их на свои аватары в играх Gala Games, The Sandbox и Decentraland.
Как отметил в мае директор по стратегии компании TON Labs Павел Приголовко, в 2021 году главная проблема рынка цифрового искусства заключается в отсутствии юридической базы. Покупка токенов не означает, что пользователь приобретает привязанный к нему объект — он получает только монету без каких-либо гарантий.
По мнению Приголовко, будущим NFT станут одежда, аксессуары и персонажи для виртуальных миров, такие токены можно будет перемещать между разными играми.
Покупка токенов с одеждой позволит в некоторых случаях не только получить её виртуальную, но и реальную копию Dezeen
По словам специалиста по развитию бизнеса и коммуникациям 1inch Network Валерии Минаевой, метавселенные могут стать одним из будущих трендов криптовалютного мира. Направить их в этом направлении помогут многопользовательские игры: от CryptoKitties интерес к NFT перейдёт на Fortnite, PUBG и Overwatch.
По оценке Mashable, в 2022 году пользователи увидят больше токенов, связанных с реальным миром — можно будет купить виртуальную обувь и получить реальную пару такой же в магазине или какую-то услугу. Впрочем, по оценке Axios, в играх всё ещё останутся спекулянты, которые смогут торговать предметами с неопределённой ценностью.
Другие юридические аспекты NFT токенов
Вокруг токенов NFT формируется множество интересных юридических вопросов. Связано это с тем, что NFT токен по определению может быть чем угодно: сценой из фильма, билетом на концерт, скином в игре, медицинской карточкой и всем чем угодно, кроме взаимозаменяемой единицей исчисления. А в ральном мире все эти разные ипостаси NFT токенов имеют свои юридические нюансы.
Может ли NFT-коллекция быть ценными бумагами
Один из таких вопросов – является ли выпуск ограниченной коллекции картинок (Bored Apes, Crypto Punks) выпуском ценных бумаг (по праву США)? А если к каждой картинке привязано право получать комиссию от будущих продаж? Флэшбек из 2017 года ICO.
Думаем, что нам предстоит узнать это очень скоро, потому что фантазия эмитентов картинок не иссякает.
NFT как способ ведения реестров
Следующее, что могут обсуждать юристы и общество – использование NFT для ведения различных государственных реестров. Здесь NFT – не просто картиночки, а объекты реальной жизни, обличенные в форму NFT токена. Допустим, лицо может создать товарный знак и зарегистрировать его в виде NFT, который будет содержать изображение товарного знака и различные метаданные (в первую очередь имя правообладателя, затем описание, дата регистрации и так далее). Для передачи прав на товарный знак достаточно будет совершить транзакцию в блокчейне, после чего у NFT токена поменяется владелец.
Может показаться, что в этом нет необходимости, но в действительности такой процесс ведения реестров, во-первых, будет иметь практически 100% достоверность (при условии, что он ведется в децентрализованном блокчейне). Во-вторых, это может снизить нагрузку на регистрирующие органы (для передачи прав не нужно никуда обращаться – просто проведи транзакцию). Конечно, здесь стоить детально продумать всю процедуру, чтобы регистрация и передача прав была не только быстрой, но и безопасной с технической точки зрения.
NFT для токенизации объектов реального мира
NFT в силу того, что это невзаимозаменяемый токен, то есть, как говорят юристы «индивидуально-определенная» вещь, имеет перспективу стать основным способом токенизации объектов реального мира, существующих в единичном образце. На эту тему у нас готовится публикация, где мы рассмотрим, как уже сегодня токенизируются разные виды активов реального мира или Real World Assets (RWA) от долларов до недвижимости.
Заметка подготовлена Романом Бузько, Александром Усыниным и Василием Агатеевым из юридической фирмы Buzko Krasnov, которая оказывает услуги по российскому и американскому праву.
