- Вредные советы
- Fun
- Токены на котов
- Тотализатор для художников
- Где продают и покупают NFT
- Кризис галерей
- NFT в России
- Площадки без фейсконтроля
- Зачем становиться NFT-художником
- Подлинность и право собственности
- Редкость и уникальность
- NFT превосходят географические границы
- Прибыльность
- Пристрастие к коллекционированию
- Бэнкси для поколения Z
- Быть в тусовке
- Новая жизнь диджитал-художников
- Flex
- Инвестиции в цифровое искусство с помощью NFT
- Краткая история (Ethereum) NFTs
- Покупка и продажа
- Рынки для НМТ
- Рамка для фотографий NFT
- Коллабы
- Типы участников рынка
- Без слова из трех букв
- Искусство для гиков
- Ты можешь владеть цифровым объектом
Вредные советы
Способов продаваться множество, как ни странно, единственный способ не продаваться сейчас — это просто делать вид, что вы ничего не понимаете в крипте и ее вообще не существует. Не понимать, что такое NFT и юзать OpenSea просто как очередную аукционную площадку цифрового арта. Воспринимать токенизацию как просто загрузку картинки в интернет. Не пытаться понять, что блокчейн и код — это тоже в своем роде художественное медиа. Не вести твиттер, не устанавливать дискорд — в общем, игнорировать все, о чем я говорил выше.
И, на удивление, очень многие выбирают именно этот путь:
Не учиться, не пытаться понять среду, куда ты пришел, а просто кинуть в криптанов своим творчеством и сказать: «ок, неотесанные ботаники, вы же все равно ничего не понимаете в искусстве, знаете только свои gm, давайте покупайте мою акварельку за тысячи долларов».
Худшее, что вы можете сделать — это просто взять и выложить все свои работы на OpenSea.
Потом удивиться, что никто ничего не покупает, сказать, что все это скам, а все крупные покупки это отмывание денег — и продолжать по вечерам хейтить нфт с друзьями в местном крафтовом баре.
Вложите душу в веб3 и веб3 отплатит вам сторицей.
Ах да. В идеале, если вы не хотите продаваться (а точнее у вас не получилось), то нужно еще надеть белое пальто и писать гневные посты о том, что NFT — это технология, которая потворствует краже работ и что вредит окружающей среде.
Fun
В криптоарте как ни странно, фана даже больше, чем в p2e играх. Странно потому, что play to earn игры — это и есть главное место смешения flip и fun. Зарабатывай, но зарабатывай не с лопатой в руках, а играя в игры.
Но пока p2e игры не слишком веселы для тех, кто привык к традиционным ААА тайтлам. Отсюда и ирония про Axie — “купи себе работу”.
Но в арте удовольствие другое, и криптоарт дает его не хуже традиционного. А где-то даже и лучше. Этот тот самый нарратив про “покупай то, что нравится”, который я упоминал выше. Его пока мало, но он примешивается всегда, если вы в принципе способны воспринимать искусство, как источник удовольствия.
Зарабатывай, но зарабатывай не с лопатой в руках.
Вот 3F, которые важны для каждого потенциального покупателя вашей работы. Часть из них должна учитываться в самом творчестве, часть вашем имидже и публичной коммуникации.
Итак, вы не хотите ждать мейнстрим адопшна еще несколько лет, когда потребности даже олдскульных клиентов модных физических галерей перенесутся в цифровые миры.
Действуем сейчас. Что делать, чтобы стать в криптоарте своим?
Токены на котов
Хотя звезды и их аудитория обратили внимание на NFT только в последние месяцы, на самом деле это далеко не новый актив. Еще в 2017 году канадская игровая студия Dapper Labs выпустила игру CryptoKitties, работавшую на базе Etherium (площадка предназначена для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна. — Forbes). За Etherium (ETH, или «эфир» — одноименная криптовалюта. — Forbes) игрок мог купить виртуального анимированного кота, которого можно было скрестить с животным другого игрока, чтобы получить потомство. По данным TechCrunch, за первые несколько дней работы игры пользователи потратили на котов около $1,3 млн.
В том же 2017 году американская студия Larva Labs выпустила коллекцию NFT-токенов CryptoPunks. Один из ее создателей, канадский программист Джон Ваткинсон, рассказывал Financial Times, что с детства коллекционировал различные карточки, в том числе с изображениями хоккеистов, и загорелся идеей создать нечто похожее, но в диджитал-формате. Большинство «панков» в коллекции — люди, но среди персонажей также встречаются зомби, обезьяны и инопланетяне. По словам Ваткинсона, самым дорогим оказалось одно из изображений инопланетянина — его продали за $16 000.
В декабре 2017 года появилась альфа-версия первого маркетплейса криптоискусства OpenSea, в марте 2018 года — альфа-версия подобной площадки SuperRare. В том же году братья-близнецы Дункан Кок и Гриффин Фостерс запустили Nifty Gateway, через которую сейчас продают свои работы многие звезды. В последующие годы появились десятки подобных платформ.
Золотой дождь при дефиците оборудования: как добытчики крипты переживают рост курса биткоина
Тотализатор для художников
Вдовенко имеет в виду работу, которую он подписал как I got drunk («Я напился»). Произведение купили за 0,13 ETH ($232). Всего художник заработал на NFT «мало денег» — за девять работ, опубликованных на Foundation, он выручил 13 ETH ($23 000). Теперь Вдовенко планирует, как и ранее в своей карьере, заниматься оформлением видеоигр, а также продолжать выставлять свои работы, но уже бесплатно.
О трудностях другого рода Forbes рассказал художник и графический дизайнер frm46 (Евгений Зубков) из Санкт-Петербурга. Зубков узнал об NFT еще несколько месяцев назад, но вышел на площадку Foundation только в начале марта, после того как стали появляться новости об успешных продажах работ российских художников.
«Правда всегда где-то между двумя неправдами»: как картины Эдварда Мунка воплотили в себе дух времени
По словам Зубкова, из-за загруженности он никак не мог найти время, чтобы изучить эту тему. К тому же отпугивала необходимость погружаться в непривычную сферу. «Когда только начинаешь изучать эту тему, на тебя сразу сваливается гора новой информации. Особенно если до этого не имел дел с криптовалютой, — рассказывает он. — Поэтому многие художники, привыкшие к стабильной схеме работы, либо долго не решаются выйти из зоны комфорта и потратить время на изучение вопроса, либо вовсе отказываются вникать. Но, как и в любом деле, главное — начать».
Первый дроп Зубкова — изображение «криптогопника» с битой CryptoGop. Он продал его 6 марта, всего за сутки, по цене 0,9 ETH ($1620). В общей сложности за три дропа художник заработал 3 ETH (более $5300). «Это удивительно, хоть сумма и небольшая для крипторынка», — резюмирует Зубков.
Художник Никита Реплянский обращает внимание на тот факт, что художники зарабатывают в эфирах (он же Ethereum, сокращенно ETH), а не долларах, в то время как курс криптовалюты «пляшет как американские горки». Основатель Snark.art Алехин отмечает, что многие инвесторы спекулируют на ценах, пытаясь «взвинтить их до невозможности». «Криптовалютчики делают это, чтобы попасть в новости и привлечь внимание к рынку. А это возможно только за счет очередного рекорда», — говорит эксперт.
По словам Алехина, часть художников тоже пытается нажиться на хайпе. «Но через несколько месяцев наступит «NFT-зима», и цены на многие работ упадут и уже не поднимутся никогда, — прогнозирует эксперт. — Но у настоящих художников, художников с репутацией, которые делают глубокие, интересные работы, все будет в порядке».
Где продают и покупают NFT
Существует несколько площадок, где художники могут выставить свои работы в NFT на продажу.
«Наши финансовые вопросы исчисляются миллиардами»: как Эрмитаж выходит на рынок NFT-искусства
В конце марта Государственный Эрмитаж сообщил о том, что в 2021 году проведет первую в России выставку произведений искусства в формате NFT-токенов. Помимо выставки, музей анонсировал и выпуск серии токенов по мотивам произведений искусств из своей коллекции. Эрмитаж выложит на биржу Binance пять работ: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Куст сирени» Винсента Ван Гога, «Композиция VI» Василия Кандинского и «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне. Каждое произведение будет выпущено в двух экземплярах NFT, один из которых останется в музее. А флорентийская галерея Уффици недавно продала цифровую версию картины Микеланджело «Мадонна Дони» за €140 000. Итальянцы планируют таким же образом поступить и с другими произведениями из своего знаменитого собрания.
Несмотря на большой энтузиазм и восторг от появления NFT, есть и те, кто отказываются продавать свои работы таким образом из-за неэкологичности. Еще в 2017 году экоактивисты подсчитали, что майнинг Ethereum потребляет больше электроэнергии, чем некоторые страны, такие как Кипр или Исландия. Создатели Ethereum, кстати, много лет обещают перейти на более экологичный способ работы. Пока безуспешно.
Кризис галерей
В первую очередь токенизация позволила выйти из тени CG-художникам (художникам компьютерной графики. — Forbes), которых арт-сообщество раньше не воспринимало как полноценных художников, говорит Алехин. Также за счет бума NFT выиграли представители видеоарта и других направлений цифрового искусства. «Многие эксперты традиционных digital-художников также считали художниками второго плана, потому что не было понятно, как покупать видеоарт или работу, созданную на IPad, — поясняет Алехин. — Сейчас они могут, наконец, монетизировать свое искусство, продавая его коллекционерам. До появления NFT их работы покупали только музеи».
Это подтверждает российская художница Татьяна Бродач, которая создает анимацию из пластилиновых скульптур. До появления NFT она продавала исключительно скульптуры и распечатанные фотографии. «Я всегда хотела работать с видео. Но когда только начинала, даже не представляла, что такое искусство можно продать, — признается Бродач. — NFT— панацея для художников, которые занимаются видео-».
Бум цифрового искусства: как селебрити и художники стали зарабатывать миллионы на продаже своих гифок
Бродач создала свой дроп вместе с галереей Snark.art — она познакомилась с исполнительным директором галереи Надеждой Тайгой во время беседы в Clubhouse. Работу выставили на площадке Open Sea в марте 2021 года и продали за 2 ETH (около $3550), что, по словам художницы, сопоставимо с ценами на ее физические объекты. Но она рассчитывает, что стоимость следующих дропов будет выше.
Арт-куратор Кристина Штейнбрехер считает, что на рынок могут выйти и традиционные художники, а блокчейн-транзакции станут стандартом для всех сделок купли-продажи произведений искусства — как цифровых, так и физических. По словам Алехина, основные проблемы в связи с появлением NFT-платформ сейчас возникают у галерей, которые представляют художников и забирают до 60% комиссии от суммы продаж. «Теперь художникам не нужны агенты, так как они могут продавать напрямую и при этом в открытую. Все сделки прозрачны», — отмечает эксперт. Штейнбрехер считает, что традиционные галереи могут перестроиться, просто добавив на свои сайты подобные маркетплейсы.
NFT в России
Современный художник Покрас Лампас одним из первых разместил на NFT-площадках и продал несколько своих работ. Самая дорогая из них, в переводе на реальные деньги, стоила около 2 млн рублей. Его «Transition» была продана на площадке Foundation. Для этого дропа (сделать дроп, значит выставить работу на продажу. — Forbes) Лампас сначала написал работу на холсте, оцифровал ее, спроецировал на Чиркейскую ГЭС (крупнейшую гидроэлектростанцию на Северном Кавказе), а затем снова оцифровал. И только после этого, выложил на продажу за эфир, на производство которого тратится та самая электроэнергия, производимая на подобных ГЭС.
Но Покрас художник известный, и для него NFT — очередная ступенька в карьере, параллельно со многими другими, вроде росписи Lamborghini или мурала в родном Королеве. А молодой моушн-дизайнер Степа Brickspacer, номинант рейтинга Forbes «30 до 30 », c помощью NFT открыл для себя дверь в большую карьеру и продал уже несколько работ за десятки тысяч долларов. Его самые дорогие дропы — «Навальный» (продана за $10 000) и «NEXTA» (продана за $13 000). Brickspacer и до NFT был довольно успешным — работал с российскими и даже мировыми звездами и крупными брендами. Многие диджитал-художники из России называют его первооткрывателем NFT на просторах СНГ. Brickspacer рассказывал про свои первые шаги в мире крипто-арта коллегам в Clubhouse, создал тематический канал в Telegram и NFT-агентство «ARKA» для продвижения художников.
Еще один российский NFT-пионер — Миша Most, стрит-арт художник, известный как в нашей стране, так и за ее пределами. Именно он расписал фасад металлургического завода в Выксе, создав крупнейший в мире мурал, нарисованный одним художником, — 10 800 квадратных метров.
Финансовый пузырь или светлое будущее: есть ли коммерческий потенциал у NFT-искусства
Pussy Riot тоже нашли свое место на российском NFT-небосклоне. Панк-рок-группа уже продала несколько работ, самая дорогая из которых обошлась покупателю в $224 000.
Рэпер Хаски такими суммами пока похвастаться не может. Он смог продать свою «Кашу из топора» за $4015. Купила «Кашу» Надежда Толоконникова из Pussy Riot. Это, кстати, распространенная практика в NFT-мире. Авторы активно поддерживают друг друга, делают первые ставки и даже покупают работы коллег по цеху. Brickspacer, например, признается, что неравнодушен к традиционной 2D-анимации и как только у него появятся лишние деньги он откроет «сезон коллекционирования» и сразу же купит работы за которыми следит, но пока не может себе этого позволить.
Россияне основали и одну из площадок по продаже NFT-арта — Rarible. Алексей Фалин и Александр Сальников создали бизнес с выручкой в миллионы долларов. Оба стартапера учились в Высшей школе экономики в Москве, но в разные годы и по разным специальностям. Сальников — выпускник факультета прикладной математики и информатики, Фалин — кафедры «Бизнес-информатика». В конце 2019 года они запустили маркетплейс цифрового искусства Rarible. Предприниматели потратили на запуск меньше $50 000 из личных сбережений. Компанию зарегистрировали в американском штате Делавэр. В январе 2021 года Rarible привлек $1,75 млн от нескольких фондов, сфокусированных на блокчейн-проектах. Компания зарабатывает на комиссии от сделок пользователей, которая была введена в сентябре 2020 года. С того момента до марта 2021 года Rarible, по собственным данным, получила $5,9 млн. Ежемесячно платформу посещают 460 000 уникальных пользователей.
Площадки без фейсконтроля
Текущий рост рынка обусловлен технологическими изменениями на рынке NFT, считает директор криптовалютной биржи Binance в России и СНГ Глеб Костарев. «Наконец-то появились удобные маркетплейсы, где можно выпустить собственный NFT в два клика без каких-либо технических знаний», — говорит эксперт и приводит в пример площадку Rarible, которая запустилась в прошлом году.
Продать работы на NFT-маркетплейсах можно четырьмя способами, рассказывает Brickspacer:
Помимо удобных маркетплейсов, дополнительную аудиторию на рынок NFT привлекли оригинальные проекты нового типа, рассказывает Костарев: например, Decentraland — децентрализованная платформа виртуальной реальности, где пользователи могут покупать участки за местную криптовалюту и создавать персональные виртуальные миры. На платформе уже работают арт-галереи, казино, замки, космические базы и другие объекты. Decentraland привлекла $20 млн в ходе ICO в 2017 году, а официально запустилась в феврале 2020 года. За первые десять дней геймеры купили земли на общую сумму более $1 млн.
Другой проект, на который обращает внимание Костарев из Binance, — NBA Top Shot. Это платформа, которая позволяет фанатам покупать и продавать видеоклипы с яркими моментами игр. Этот маркетплейс в октябре 2020 года запустили Национальная баскетбольная ассоциация (НБА), Ассоциация игроков НБА и студия Dapper Labs, создавшая CryptoKitties. В феврале этого года NBA Top Shot стал самым крупным по объемам продаж NFT-маркетплейсом — на площадке купили цифровых произведений на сумму $53,9 млн. Миллиардер и владелец команды НБА Dallas Mavericks Марк Кьюбан рассчитывает, что в будущем компания сможет начать продавать за NFT-токены виртуальные кроссовки, одежду и аксессуары игроков.
Новый Дикий Запад: как пользователи Clubhouse научились зарабатывать в соцсети
Зачем становиться NFT-художником
Вот 5 убедительных причин, доказывающих, что становление NFT-художником не пустая трата времени:
Подлинность и право собственности
NFT доказывает подлинность произведения искусства и право собственности на него, которые можно легко проверить в блокчейне.
Так цифровым художникам не нужно беспокоиться о нарушении авторских прав. Например, произведение Beeple (мы упоминали его во введении) скопировали и распространили многие поклонники. Однако оригинал принадлежит только покупателю NFT.
Редкость и уникальность
NFT уникальны, что делает их также редкими. Редкость, как вам уже известно, один из факторов, повышающих финансовую стоимость любого актива, независимо от областей его применения. Например, именно редкостью объясняется то, что Beeple продал свой NFT за невероятных $69 млн.
NFT превосходят географические границы
Подумайте вот о чём: NFT экономят вам, как художнику, время и деньги. С NFT вам не нужно ждать, пока ваше произведение примет одна из крупнейших художественных галерей мира, чтобы выгодно его продать.
Прибыльность
NFT прокладывают цифровым художникам путь к профессии, которая будет обеспечивать их до конца жизни. Время, когда художники выкладывали свои произведения в соцсети, ничего не получая за свой тяжёлый труд, теперь в прошлом.
Помимо денег, вырученных с продажи произведения, NFT-художник получает процент со всех вторичных продаж в виде NFT-гонораров. Вторичные продажи – это продажи прямого покупателя и всех последующих покупателей.
Однако NFT выгодны не только цифровым художникам, но также коллекционерам. Коллекционеры рассматривают NFT как инвестицию, которую можно купить дёшево и продать дороже, получив прибыль.
Пристрастие к коллекционированию
Люди ещё с древности питали пристрастие к покупке показного имущества. Поскольку NFT предоставляют всем неограниченный доступ к желанному цифровому искусству, их рынок будет только расти.
Бэнкси для поколения Z
По словам Никиты Реплянского, когда он только вышел на рынок в 2020 году, тема NFT в России была «андеграундной». Это подтверждает московский художник Brickspacer (Степан Христофоров), который пришел на NFT-площадки в январе 2021 года. Свою первую работу художник продал в январе за 7,49 ETH ($10 000) — на ней изображено противостояние оппозиционера Алексея Навального с президентом России Владимиром Путиным. По словам Brickspacer, из них 15% ушло на комиссию площадки, еще $5200 он перечислил Фонду борьбы с коррупцией (признана иноагентом) и правозащитной организации ОВД-Инфо. Еще одна работа принесла ему 5,1 ETH (более $9000). Обе работы художник продал через площадку SuperRare.
Основатель онлайн-платформы цифрового искусства Snark.art Андрей Алехин рассказывает, что до этого года дропы художников на NFT-маркетплейсах были редким явлением. Хотя впервые о невзаимозаменяемых токенах заговорили еще в 2017 году, когда студия дизайна Larva Labs создала коллекцию из 10 000 цифровых аватаров под названием CryptoPunks. Но тогда свои работы таким образом продавали в основном американские художники, говорит Алехин.
Его галерея еще в 2018 году помогла токенизировать (превратить в коллекцию уникальных токенов. — Forbes) десятиминутное видео 89 Seconds британско-американской художницы Ив Суссман. Работы художницы представлены в Музее американского искусства Уитни и Пушкинском музее. Для NFT Суссман разбила оригинал видео на 2304 кусочка экрана размером 20×20 пикселей и продала разным людям. По задумке художницы, владелец одного кусочка может попросить другие кусочки взаймы у их обладателей — и таким образом посмотреть видео целиком. Один кусочек стоил $100–120, оригинальное видео целиком — $200 000.
Инвайт одобрения: какие социальные триггеры помогли Clubhouse набрать миллионы пользователей
На Nifty Gateway художник продал анимированную гифку с двумя обнаженными кандидатами в президенты США — Джо Байденом и Дональдом Трампом. Изображение должно было измениться в ноябре 2020 года, в зависимости от исхода выборов. Работу тогда купил коллекционер Пабло Родригес-Фрайле за $67 000. В марте 2021 года он продал гифку с поверженным Трампом анонимному покупателю за $6,6 млн.
В марте 2021 года Майк Винкельманн продал гифку с поверженным Трампом за $6,6 млн анонимному криптоинвестору
Также в марте Beeple продал коллаж из 5000 рисунков, которые он выкладывал в свой инстаграм последние 13 лет. Работу за рекордные для рынка $69,3 млн купил анонимный основатель фонда Metapurse, который вкладывается в NFT. Торги проводил знаменитый аукционный дом Christie’s — он впервые принял оплату криптовалютой.
«Beeple одним из первых начал продавать свое искусство с помощью NFT, — объясняет Алехин значение фигуры художника. — У него мощное комьюнити, которое его безумно любит (сейчас на инстаграм художника подписаны 1,9 млн человек. — Forbes). У него интересный иллюстративный стиль. И его работы отражают текущую реальность. Его можно смело назвать «Бэнкси для поколения Z». И момент, когда он решил продавать свои работы с помощью NFT, стал поворотным в истории NFT».
Другой фактор, который привел к буму, — рост криптовалюты, полагает эксперт. Биткоин вырос в шесть раз за 2020 год, сообщество разбогатело и стало тратить лишние деньги на то искусство, которое ему ближе, — криптоарт, отмечает Алехин.
По его словам, еще одним катализатором роста рынка в начале 2021 года стало появление социальной сети и «вечной конференции» — Clubhouse. Во многих комнатах новой соцсети художники и другие участники арт-индустрии обсуждали феномен NFT. «Благодаря Clubhouse информация об NFT стала распространяться с невероятной скоростью», — заключает Алехин.
Быть в тусовке
Не менее важно, чем учиться — быть в тусовке. Стройте свой личный бренд.
Новая жизнь диджитал-художников
Что такое NFT? Дословно аббревиатура расшифровывается как non-fungible token, то есть невзаимозаменямый токен. По сути, NFT является аналогом ценных бумаг. Покупка NFT-токена закрепляет за человеком право на владение цифровым объектом в интернете: гифки, картины, фотографии, аудио или любого другого купленного им файла.
И стоимость этих объектов варьируется от сущих грошей до десятков миллионов долларов. Например, торги за коллаж из 5000 работ «Everydays» диджитал художника Майка Винкельмана, известного под творческим псевдонимом Beeple, начинались с сотни долларов и дошли до $69,35 млн.
Глупость или гениальность: почему покупка картинки в интернете за $69,3 млн может стать лучшей инвестиционной идеей
До сих пор диджитал-художники зарабатывали, в основном, работами «на заказ» и реальными художниками их считали редко. Кроме того, их работы было попросту негде продавать. Появление NFT показало, что они создают настоящее востребованное искусство и могут зарабатывать, занимаясь творчеством.
Flex
Если закрыта или хотя бы частично закрыта первая F, обеспечивающая базовые потребности по пирамиде Маслоу, то можно двигаться по этой пирамиде вверх. Самоактуализироваться.
В зумерской терминологии — флексить.
Ценность райт клик сейв гая не только в том, что он станет дороже. В нем ценная и важная философия.
Если у тебя он есть — ты не просто богатей, ты богатей, который понимает смыслы и иронизирует над райт клик сейв возражениями.
А после, когда уже все и так поймут глупость райт клик сейв концепции, эта картинка станет символом пионеров, которые поняли первыми.
В новом мире не важны факты. В новом мире важны мемы. Если ты владеешь этой картиной — ты владеешь мемом. Ты часть мема.
Инвестиции в цифровое искусство с помощью NFT
С точки зрения инвестиций это ничем не отличается от инвестиций в традиционное искусство, считает сооснователь Snark.art. Рынок цифрового искусства уже сейчас приобретает структуру рынка традиционного.
Top to down structure: когда 3 % художников самых больших занимают 60-70 % рынка. Все хотят купить суперзвезд. И есть очень много молодых художников, которые, условно говоря, прозябают. И со временем эта структура будет только усиливаться. Дело не в физическом или цифровом искусстве, дело в том, как думают люди, как думают коллекционеры. Все хотят купить Бэнкси, и никто не хочет купить молодого неизвестного художника.
Андрей Алехинсооснователь платформы Snark.art
Интересно, что именно с работой Бэнкси связан первый случай превращения реального, физического произведения искусства в цифровое. В 2021 году блокчейн-компания Injective Protocol купила у нью-йоркской галереи за 95 тысяч долларов картину Бэнкси Morons и публично сожгла оригинал, выложив видеозапись на YouTube. Работу Бэнкси превратили в NFT и выставили на торги.
От этого и появляются стратегии инвестирования: можно покупать молодых художников, очень много и задешево и надеяться, что через десять лет кто-то из них выстрелит и одна из этих инвестиций стократно окупится; можно покупать более продвинувшихся вперед художников, и это будет более дорогой, но менее рискованной инвестицией. Либо можно покупать суперзвезд, которые тоже будут расти, но за это придется выложить уже серьезные деньги. В целом, то же, что было на рынке физического искусства.
Однако с наступлением цифрового будущего все более вероятным представляется развитие криптоискусства, а с ним — перевода объектов и создания новых уникальных объектов в формате NFT.
Краткая история (Ethereum) NFTs
Тренд NFT, возможно, резко ускорился в 2021 году, но его корни уходят в 1993 год, в сообщество «cypherpunk». Это сообщество включает в себя сторонников использования криптографии и технологий, повышающих конфиденциальность, как средства достижения социальных и политических изменений.
Самые ранние NFT
История NFT, как и их технологические основы, переплетается с историей криптовалют. Прото-криптовалюты появились еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов, например, Digicash — централизованная, но сохраняющая конфиденциальность форма цифровой наличности. Некоторые представители этого раннего сообщества предвидели появление цифровых активов со свойствами, подобными свойствам невзаимозаменяемых токенов.
Одним из ярких примеров является прозорливое, сатирическое сообщение в списке электронной почты, написанное в 1993 году Хэлом Финни, очень ранним пользователем биткойна (по некоторым предположениям, Сатоши Накамото, создатель биткойна. В своем сообщении Финни предложил концептуализировать цифровые деньги как «криптографические торговые карты», подчеркивая уникальные свойства каждой карты/монеты и привлекательность для любителей (в отличие от взаимозаменяемости, т.е. взаимозаменяемости валюты). Еще два десятилетия назад пионеры цифровой валюты рассматривали возможность создания уникальных, криптографически аутентифицированных данных, обладающих свойствами редкости и дефицита.
Хотя NFT обрели культурную популярность в блокчейне Ethereum, считается, что самый ранний пример изображения, встроенного в блокчейн, появился в блоке 138725 биткойна в 2011 году. Вскоре после этого, в 2012 году, в биткойне появились разноцветные монеты. Они стали первым примером использования блокчейна для реализации токена, отличного от родной криптовалюты. Цветная монета — это номинал биткоина, который содержит метаданные, указывающие на его использование в целях, не связанных с криптовалютой. Цветные монеты были предложены в качестве средства представления купонов, реальной собственности, акций компании и т.д. В то время не существовало понятия о том, чтобы связать их с произведениями цифрового искусства.
Электронное письмо Хэла Финни от 1993 года, в котором упоминается идея «криптографических торговых карточек».
Первоначально NFT майнились на Bitcoin с помощью сервиса под названием Counterparty. Сегодня Ethereum является доминирующей платформой для NFT.
Ранние NFT в Ethereum
Первой NFT в Ethereum была Etheria. Etheria представляла собой форму виртуальной недвижимости в виде доски, состоящей из шестиугольных плиток. Отдельные плитки были представлены NFT, которые можно было (и до сих пор можно) покупать и продавать с помощью смарт-контракта Ethereum. Этерия была представлена на второй конференции разработчиков Ethereum, Devcon. Более 450 из 914 плиток Etheria оставались непроданными более пяти лет, до 13 марта 2021 года, когда создатель проекта напомнил сообществу через Твиттер о давно неактивном проекте. Этерия также содержит, как считается, первая земля NFT.
Этерия: цифровая земля как NFTs
В октябре 2015 года была создана первая арт-галерея NFT. На момент написания статьи она все еще функционирует.
Даже в самом начале своей истории NFT не ограничивались фотографиями или рисунками: Существовали и звуковые NFT. Первый NFT, включающий звук, приписывается проекту DJPepe в 2016 году на блокчейне Bitcoin.
2017-2018: Заложены основы NFT
2017 год ознаменовался «бумом ICO», взрывом новых применений взаимозаменяемых токенов Ethereum. В том же году был запущен ряд исторически важных проектов NFT, некоторые из которых остаются ключевыми частями экосистемы NFT. Эти проекты также влияют на формирование доминирующего дискурса вокруг NFT сегодня. Многие проекты, запущенные в 2017 году, примечательны тем, что стали первыми проектами определенной категории. Например, Decentraland стал первым проектом «метавселенной» на базе ETH — он реализован в виртуальной реальности и облегчен с помощью NFT. Cryptokitties была первой успешной игрой на основе NFT, основанной на блокчейне, и вдохновила многие игры на блокчейне, которые мы видим сегодня. Cryptopunks изобрел идею коллекции профилей-фотографий NFT.
Некоторые заметные проекты NFT, выпущенные в 2017 году, с описанием того, почему они важны.
В период с конца 2017 года по начало 2018 года также появились два важных и долговременных катализатора торговли NFT на вторичных рынках: торговые площадки, такие как OpenSea, и стандартизация, в частности введение стандарта токенов ERC-721, стандарта, делающего NFT совместимыми со смарт-контрактами.
OpenSea, запущенный в декабре 2017 года, стал первым peer-to-peer маркетплейсом для NFT. По состоянию на март 2022 года она стала крупнейшей торговой площадкой для таких товаров, где более 1,5 млн пользователей регулярно совершают сделки на сумму более $2+ млрд в месяц каждый месяц. Другие известные биржи, запущенные в 2018 году, включают SuperRare.io и KnownOrigin.io.
Стандарт ERC-721 для NFT был выпущен OpenZeppelin вскоре после создания OpenSea, в марте 2018 года. ERC-721 — это открытый стандарт, который определяет, как NFT должны быть определены и реализованы. До появления ERC-721 проекты должны были реализовывать собственный код смарт-контрактов для своих NFT, что приводило к невозможности взаимодействия смарт-контрактов NFT друг с другом и, как следствие, к трениям на рынке и плохому пользовательскому опыту. ERC-721 включает стандартизированные интерфейсы для смарт-контрактов, управляющих NFT, что позволяет передавать NFT между смарт-контрактами, созданными разными организациями. Такая совместимость помогла катализировать экосистему NFT.
2018-2020: Сообщество NFT расширяется
Период с 2018 по 2020 год был периодом роста, когда создатели экспериментировали с NFT без особого шума. Сообщество все еще было относительно небольшим и не находилось в центре общественного внимания. В январе 2018 года была организована первая конференция NFT: фестиваль редкого цифрового искусства (R.A.R.E.). Генезисом мероприятия стал твит. Твиттер продолжает играть важную роль в катализации роста NFT и в эволюции сообщества. С тех пор R.A.R.E. обогнали по популярности и размеру другие мероприятия, такие как NFT.NYC и NFT.LA.
Твит, который привел к R.A.R.E., первому значимому событию NFT.
Продвижение NFT также использовало форматы, посвященные радио: Первый подкаст на тему NFT под названием Digitally Rare был запущен в июле 2018 года. Первый журнал, посвященный NFT, MagNFT, был выпущен в конце 2019 года. Первый информационный бюллетень, посвященный NFT, Nifty Report, был выпущен в декабре 2019 года. Все три издания продолжают выпускать контент и сегодня.
В этот период сообщество NFT впервые начало взаимодействовать и с традиционным миром искусства. Как обсуждалось в разделе 3, первый случай, когда произведение изобразительного искусства из мира физического/традиционного искусства было токенизировано, то есть представлено в форме NFT, произошел в сентябре 2018 года. 31,5% акций (физической) картины Энди Уорхола под названием «14 маленьких электрических стульев» было продано через смарт-контракт на аукционной платформе Maecenas нескольким инвесторам за 1,7 млн долларов США. В аукционе приняли участие 800 претендентов.
14 маленьких электрических стульев Энди Уорхола (1980)
Такие продажи физических произведений искусства через NFT стали популярными отчасти потому, что они предлагают простой способ дробной продажи произведений и дают инвесторам чувство собственности, более прямое, чем инвестиции в художественный фонд. Например, бывший руководитель Christie’s создал компанию под названием Particle, задача которой заключается в разделении произведений искусства на 10 000 долей (называемых «частицами») для продажи инвесторам.
В этот период художники также экспериментировали с новыми видами компьютерно-генерируемого искусства, с аспектами, уникальными для технологии NFT. В апреле 2019 года Autoglyphs от Larva Labs стал первым генеративным NFT-произведением на блокчейне. Генеративное художественное произведение — это произведение, созданное компьютерным кодом хотя бы частично автономно, то есть без полного руководства со стороны художника. В случае генеративного искусства в NFT, код сам является частью NFT и получает компьютерные данные от NFT. Это явление не ограничивается картинами: В феврале 2021 года компания Eulerbeats стала пионером первого случая алгоритмически генерируемой на цепочке музыки NFT, то есть музыка, которая была произведена в художественном произведении, является результатом работы компьютерной программы с входами и выходами, хранящимися на блокчейне в форме NFT.
2020 год ознаменовался началом публикации артистами мейнстрима своих работ в форме NFT. Продажа 10 NFT за 6 миллионов долларов в декабре 2020 года канадским музыкантом Grimes стала знаковым событием в музыкальном сообществе. В начале 2021 года Rolling Stone заявил, что музыкальные NFT стали мейнстримом, отметив, что Kings of Leon стали первой группой, выпустившей новый альбом в виде невзаимозаменяемых токенов (NFT) в марте 2021 года — с большим успехом.
Летом 2021 года известный традиционный художник Дэмиен Херст объявил о продаже серии из 10 000 нарисованных вручную точечных работ на бумаге под названием «Валюта». Он предоставил покупателям возможность получить физическую работу или уничтожить ее и представить как NFT.
Известные аукционные дома, такие как Sotheby’s, Christie’s, Phillips и другие, также начали проводить продажи NFT, поскольку NFT привлекли внимание влиятельных художников. Одним из ярких примеров растущего признания NFT в художественном сообществе стала продажа компанией Christie’s за 69 миллионов долларов арт-объекта NFT «Everydays» цифрового художника Майка Винкельмана (имя художника Beeple). Благодаря этой продаже NFT оказались в центре внимания СМИ, а Beeple получил известность за пределами криптовалютно-художественных кругов, в которых он был известен ранее.
NFT в начале 2022 года
Подобно тому, как развитие технологий для криптовалют идет бешеными темпами, технологии и причуды в мире NFT тоже меняются. Описание текущего состояния экосистемы NFT через несколько месяцев уже не будет актуальным. Поэтому вместо этого мы предлагаем обзор ландшафта NFT в начале 2022 года, обращая внимание на то, что мы считаем наиболее значимыми новыми и популярными формами NFT с акцентом на искусство и коллекционные товары.
Покупка и продажа
Чтобы торговать цифровым искусством, вам нужен кошелек, подходящий рынок цифрового искусства, а также знания о коллекциях и художниках, стоящих за цифровыми произведениями. Как и в случае с физическим искусством, все дело в художнике, стоящем за проектами. Чем больше вы знаете, тем больше вы можете исследовать рынок, состоящий из десятков миллионов работ. Даже отдельные коллекции иногда содержат 1 000 или 10 000 отдельных цифровых изображений или контента.
Прочитайте здесь полную инструкцию, шаг за шагом:
Рынки для НМТ
В настоящее время существует относительно много рынков и платформ NFT. Binance, Crypto.com, OpenSea, GameStop, Rarible — вот лишь несколько наиболее значимых имен. Меньше их не становится, потому что цифровое искусство приобретает все большее значение. Более крупные инвесторы, даже хедж-фонды, также вкладывают средства в цифровое искусство.
Здесь вы получите хороший обзор наиболее важных рынков для НМТ.
Рамка для фотографий NFT
Чем было бы искусство, если бы его никто не видел? Люди покупают искусство, прежде всего, по одной причине: я могу себе это позволить. С помощью фоторамок NFT цифровые произведения искусства можно физически отобразить в гостиной, фойе или галерее.
Коллабы
Коллабы — это всегда про что-то большее, чем только ваши мысли и только ваше творчество.
Может показаться, что в NFT все зависит от того, сколько у автора фолловеров в твиттере. Да, это очень важно. Но это все еще не красный океан. Места для новых игроков еще очень и очень много. Главный вопрос — что этот новый игрок делает для NFT — пришел он взять, или сделать вклад.
Цельтесь в сложное и нужное. Даже если кажется, что это нереально. То, что вы никогда не сделаете в одиночку, сделаете с близкими по духу творцами.
К тому же, любая коллаба — более значительный инфоповод, чем сольная работа.
Можно вписываться в существующие групповые проекты, а можно попробовать начать свой.
Где искать единомышленников:
Если у вас лежит душа к общению и совместному творчеству, коллабы — это отличный способ сделать большой, важный проект — и получить соответствующее внимание.
Типы участников рынка
Наши интервью с художниками и энтузиастами NFT показывают, что сообщество NFT часто распределяет своих членов на четыре роли: коллекционеры, создатели (художники и разработчики), инвесторы и флипперы.
Конечно, эта таксономия является нечеткой. Отдельный человек или организация могут занимать более одной из этих ролей и могут переходить от одной роли к другой или между ними с течением времени. Действительно, мотивация покупателя при приобретении NFT может быть многогранной. Тем не менее, мы считаем, что эти категории дают достаточно точное представление о том, как само сообщество воспринимает своих членов.
Термин «коллекционер» в мире традиционного искусства часто относится к человеку, который приобретает искусство в качестве ценителя. Некоторые покупатели NFT имеют схожие мотивы. Например, DCInvestor и Punk 6529 публично заявили, что собирают ранние произведения цифрового искусства, созданные на блокчейне, ради сохранения их для будущих поколений, например, в виртуальном музее, доступном для посещения широкой публикой в Интернете. Действительно, как знаменитости, так и состоятельные люди, не имеющие отношения к криптовалютам или технологиям блокчейн, стали коллекционерами ценных NFT.
Творцы (художники и разработчики)
Художники и разработчики смарт-контрактов создают искусство и инфраструктуру, которые поддерживают экосистему NFT. Многие из них приобретают NFT, нередко в качестве подарков от друзей или коллег-художников. Таким образом, они представляют собой особый класс коллекционеров и ценителей вкуса. Хотя есть примеры известных художников, которые были или являются коллекционерами (например, Дэмиен Херст), легкость, с которой могут быть установлены отношения и переданы NFT, сделала взаимодействие между творцами особенно оживленным в сообществе NFT. Например, творцы объединяются для проведения цифровых мероприятий. Творцы в традиционном мире искусства также проводят совместные мероприятия, но скорость и георазнообразие интернет-культуры означает, что художники могут проводить цифровые мероприятия чаще и проще, чем мероприятия в галерее. Например, выдающийся криптохудожник Фарох проводит еженедельные подкасты с другими NFT-художниками, которые доступны всем, у кого есть подключение к Интернету, в отличие от эксклюзивных мероприятий, проводимых традиционными галереями в физическом мире. Другой известный NFT-художник, FVCKRender, хорошо известен в сообществе как заядлый коллекционер, а также как художник. Например, его профиль на OpenSea показывает, что он владеет более 1500 NFT, созданных другими художниками.
Другая категория покупателей NFT — это те, кто стремится получить прибыль в долгосрочной перспективе, основываясь на проницательном предвидении развивающихся вкусов сообщества NFT и динамики рынка. Некоторые из этих инвесторов, как частные лица, так и институциональные инвесторы, напоминают инвесторов на традиционных рынках искусства.
Смарт-контракты, однако, также привели к появлению NFT-инвесторов, для которых аналоги в традиционном мире искусства редки или вовсе отсутствуют. Например, многие NFT-инвесторы вкладывают средства в дробное владение или акции дорогостоящих произведений искусства, что является относительно непопулярной практикой на традиционных рынках искусства. Например, сайт fractional.art позволяет любому владельцу фракционировать свой NFT в хранилище смарт-контрактов, которое выпускает частичные акции NFT, которые затем можно обменивать и продавать. Такая практика позволяет инвесторам получить доступ к NFT, которыми они не могут позволить себе владеть в полном объеме.
Некоторые инвесторы вкладывают средства в NFT посредством децентрализованных автономных организаций (DAO) — смарт-контрактов, которые реализуют институциональные инвестиции с правилами управления, навязанными кодом. Например, члены SharkDAO используют DAO для дробления Nouns, дорогой разновидности NFT. Существует множество подобных ДАО для других дорогих NFT, например, CryptoPunks, Bored Apes и т.д.
Последняя категория участников экосистемы NFT — это флипперы: особый класс инвесторов, которые держат NFT в течение очень короткого периода времени. На традиционных рынках произведений искусства флиппинг не одобряется и не поощряется. Однако на рынках NFT это обычная практика (хотя ее можно предотвратить и иногда предотвращают, устанавливая в смарт-контрактах минимальные сроки хранения NFT). Многие флипперы NFT демонстрируют поведение, подобное поведению арбитражеров на традиционных финансовых рынках: Они используют технически сложные стратегии для использования арбитражных возможностей между различными рыночными платформами, получают приоритетный доступ к NFT перед широкой публикой, чтобы продать их по более высокой цене (frontrunning) и т.д. Действительно, некоторые известные арбитражеры, такие как MEVCollector и SneakyNinjaPants, публично обсуждают и арбитражируют как криптовалютные, так и NFT сделки в поисках прибыли.
В следующей статье мы разберёмся с категориями NFT, местами взаимодействия участников рынка, поговорим про будущее NFT для предметов искусства и коллекционирования и технологии, включая динамические NFT (dNFT).
Телеграм канал про web3 разработку, смарт-контракты и оракулы.
Без слова из трех букв
Дебют еще одного аукционного дома – Bonhams в сфере NFT состоялся только в июне 2021 г. Цифровая картина Death of Cash авторства XCOPY ушла за $200 313. Похоже, этот аукционный дом решил сделать ставку на необычные токены. В ноябре 2021 г. он установил рекорд стоимости NFT-карточки с футболистом: карточка с Криштиану Роналду ушла за $400 312 (рекорд продержался до февраля этого года, потом его побила карточка Эрлинга Холанда, которая была продана за $670 000).
В следующем месяце впервые в истории поступили в продажу NFT, связанные с балетом: Наталья Осипова выставила на торги три свои записи, чтобы заработать деньги на запуск танцевального проекта. За весь триптих покупатели заплатили 59 424 фунта. А в мае этого года на аукционе продали бутылку виски Glen Grant от Gordon & MacPhail за $119 000, но не одну, а в паре с NFT карикатуриста Гарри Харрисона, посвященным 1948 г., когда виски был помещен в бочку.
Искусство для гиков
Считается, что первый NFT создали в мае 2014 г. художник Кевин Маккой и программист Анил Дэш. Он назывался Quantum и был продан за $4 во время его демонстрации на одной из компьютерных конференций Нью-Йорка. Долгое время цифровое искусство оставалось уделом в основном гиков и торговалось на онлайн-площадках, специализирующихся на блокчейне. Например, 14 декабря 2020 г. художник Майк Винкельманн, работающий под псевдонимом Бипл, продал 20 произведений под общим названием «Полная коллекция MF». Это принесло ему $3,5 млн.
Онлайн-площадка по торговле NFT под названием OpenSea – просто младенец по сравнению с Christie’s, Sotheby’s и Bonhams с их многовековой историей. OpenSea была запущена в декабре 2017 г. Но, по разным оценкам, в 2021 г. через нее прошло 88–97% всех продаж NFT. В январе 2021 г. на площадке было продано NFT на $8 млн. Прошел ровно год, и январь выдался рекордным: клиенты наторговали NFT на $5 млрд. Однако уже в марте эта цифра упала вдвое. Исследовательский сайт CryptoSlam подсчитал, что в январе предметы цифрового искусства купили 948 000 человек по средней цене $659. А в марте – 635 000 человек по средней цене $427.
Дальше дела пошли еще хуже. В середине июля этого года OpenSea уволила 20% персонала в связи с уменьшением продаж. А в августе объем торгов NFT оказался всего лишь $502 млн.
Интерес к NFT падает. Компании, похоже, стали стесняться этого слова, резюмирует интернет-издание Gizmodo. В сентябре этого года Starbucks официально представила новую программу лояльности. В ее основе лежит технология NFT, но компания упорно избегает этого термина и говорит о «штампах». В июле этого года платформа Reddit объявила о запуске поддерживаемых блокчейном аватаров. Но в рекламных материалах тоже не встретить каких-либо ссылок на NFT.
Ты можешь владеть цифровым объектом
Идея, что ты можешь владеть чем-то цифровым, относительно новая. Это стало возможным благодаря технологии NFT.
Технически это выглядит достаточно концептуально: к любым объектам в интернете по-прежнему может получить доступ кто угодно, но к ним приставляется маленький токен — объект на блокчейне, который является сертификатом владения. Люди торгуют этими токенами, торгуют правом на владение работой. Соответственно, и работа, и любой цифровой объект по-прежнему доступны всем, но с токеном, переходя из рук в руки, переходит и право владения этим объектом. Это NFT на самом базовом уровне, объясняет Андрей.
Технологически это строится на технологии блокчейн, когда нет какого-то центрального реестра, который записывает, кто чем владеет, а все ведет комьюнити. Основной блокчейн, на котором сейчас максимально все развито, — Ethereum. У него порядка 5 тысяч нод по всему миру (нода — компьютер, подключенный к системе блокчейн, от node — «узел»), и, соответственно, эти ноды одновременно ведут записи, кто чем владеет, в том числе и искусством.
Токен является виртуальной единицей в блокчейн, которая позволяет совершать покупки. Большинство токенов взаимозаменяемые (fungible): они равны друг другу. Биткоин — взаимозаменяемый токен. Невзаимозаменяемый, уникальный, токен (non-fungible token, NFT) дает возможность владеть объектом, существующим в единственном экземпляре. Это может быть цифровое произведение искусства, видео, музыка, предмет в компьютерной игре.
В цифровом мире любой объект легко копируется. По большому счету, появление NFT — это просто механизм фиксации прав на некий объект, независимо от того, сколько цифровых реплик у этого объекта может появиться.
Ведется реестр, где говорится, что сейчас у этого объекта вот этот владелец. При этом сам объект может быть скопирован по-прежнему сколько угодно раз. Это такой консенсус коллекционеров, которые договорились: вот так мы будем вести записи, кто чем владеет.
