В 2021 году на цифровом арт-рынке произошел бум, однако в этом году цены на произведения цифрового искусства начали падать. Директор по развитию Forbes Russia Дмитрий Озман поговорил с каллиграфутуристом Покрасом Лампасом о том, как зарабатывают авторы цифровых работ, как художники губят ликвидность своих полотен и кто коллекционирует арт-объекты
🤔 Что сделал Покрас Лампас: написал картину, спроецировал её на стену Чиркейской ГЭС, сфоткал и выставил снимок на кибераукцион.
👛 Сколько заработал: 16 ETH — 2,1 миллиона рублей.
🤔 Что сделал Илон Маск: записал двухминутный технотрек в честь своего назначения на должность технокороля Теслы. Трек посвящён токену NFT, который позволяет закрепить право на цифровой товар и продать это право на аукционе. Этим Илон и пользуется: его трек оформлен в виде твита и выставлен на продажу.
👛 Сколько заработал: на момент написания новости трек ещё на аукционе и последняя ставка 625 ETH — 1 121 000 $.
👉 Подробно про токены NFT: thecode.media.
👉 Послушать трек Илона Маска: v.cent.co.
Герой нового выпуска Forbes Digest — один из самых успешных современных российских художников Покрас Лампас. Как зарабатывать миллионы на каллиграфии, зачем художнику продвигать себя и для чего разделять источники дохода?
Покрас Лампас (имя при рождении — Арсений Пыженков) — основатель и идеолог направления «каллиграфутуризм». Родился в подмосковном Королеве, там же начал рисовать, вдохновившись граффити вдоль железнодорожных путей, но уже давно переехал в Петербург — за творческой атмосферой. Покрас создал массу проектов для городской среды, его муралы (большие изображения, нанесенные на стену здания или сооружения, одно из многочисленных направлений уличного граффити. — Forbes) можно увидеть в Москве, Сочи, Екатеринбурге, Петербурге, Самаре и даже в Гонконге. Он умело совмещает бизнес с искусством, на его счету множество коллабораций с известными брендами, от Aqua Minerale до Lamborghini.
Жительница Санкт-Петербурга написала в полицию заявление на российского художника-каллиграфа Покраса Лампаса (настоящее имя — Арсений Пыженков). Об этом сообщается в Telegram-канале Mash.
Причиной обращения в правоохранительные органы, по мнению женщины, стала дискредитация армии ВС РФ. В последнее время художник призывал людей собирать материальную помощь в англо-американские фонды в поддержку Украины в своих социальных сетях, что и обеспокоило петербурженку, написавшую заявление.
Сам Покрас Лампас, по информации издания, был не в курсе обращения в полицию. Сейчас художник посвящает все время работе над картинами и NFT.
Ранее стало известно, что 57-летний заслуженный артист России Валерий Меладзе может лишиться своего торгового центра в Москве.
В понедельник, 8 августа, появилась информация, что участник «Фактора-2» Илья Подстрелов проиграл Сергею Жукову суд о правах на песни.
![]()
Арсений покрас Лампас
![]()
1703 Покрас Лампас
![]()
Кроксы покрас Лампас
![]()
Покрас Лампас: Pokras lampas
![]()
Покрас Лампас Москва Атриум
![]()
Художник-каллиграф покрас Лампас Арсений Пыженков
![]()
Покрас Лампас девушка
![]()
Лампас покрас художник
![]()
![]()
![]()
Покрас Лампас NFT
![]()
![]()
![]()
![]()
Покрас Лампас Курская
![]()
![]()
Покрас Лампас стиль
![]()
Покрас Лампас Ламборгини
![]()
![]()
Покрас Лампас 4k
![]()
![]()
![]()
Покрас Лампас красная Поляна
![]()
![]()
![]()
![]()
Покрас Лампас Атриум
![]()
![]()
![]()
Покрас Лампас Тимати
![]()
Художник каллиграфист Лампас
![]()
Покрас Лампас Третьяковская галерея
![]()
![]()
![]()
Роспись покрас Лампас
![]()
Покрас Лампас картины
![]()
Покрас Лампас каллиграфия
![]()
Покрас Лампас Верещагин
![]()
Покрас Лампас Wynwood
![]()
![]()
Покрас Лампас большая Якиманка
![]()
Покрас Лампас Екатеринбург крест
![]()
Покрас Лампас крыша красного октября
![]()
Крест покраса Лампаса в Екатеринбурге
![]()
Покрас Лампас Чиркейская ГЭС
![]()
![]()
![]()

Известный художник Покрас Лампас (настоящее имя Арсений Пыженков) реализовал на виртуальном аукционе невзаимозаменяемый () за $55 тыс. (3,8 млн. рублей). Эта сделка является рекордной для всех российских художников, представленных на мировом рынке цифрового искусства.
Художник нарисовал виртуальную утку для набравшей популярность NFT-игры Waves Ducks на базе блокчейна Waves. Коллекционный предмет был продан инвестору, который решил остаться неизвестным для широкой публики.
Эта сделка не стала самой крупной среди всего собрания предметов коллекции. Рекордная продажа была совершена на одном из маркетплейсов, когда неназванный инвестор выложил примерно $1 млн за самую первую утку из Waves Ducks. Если смотреть на среднюю стоимость невзаимозаменяемых токенов этой серии, то она составляет $3 тыс. — $5 тыс.
Все без исключения игровые утки в Waves Ducks созданы по одному шаблону. Однако каждая из них обладает уникальным художественным оформлением. Покрас Лампас выбрал персонаж и назвал его LUCK & WISDOM. Он получил фирменную раскраску в каллиграфическом стиле художника. Автор зашифровал в своих линиях и цветах символы удачи и мудрости.

Изображение утки, созданной Покрас Лампасом для коллекции NFT Waves Ducks
Виртуальная NFT-игра Waves Ducks на данный момент входит в топ-10 популярнейших проектов этого направления. Пользователи могут торговать цифровыми изображениями птиц. Владельцы также могут прокачивать своих уток, скрещивая их и создавая таким образом новые персонажи, обладающие большей ценностью и значимостью в виртуальном мире. Однако утку Покраса Лампаса нельзя объединить с другой.
Многие пользователи данной игры отмечают, что стоимость в $55 тыс. не является высокой, так как благодаря инструментам геймплея подобная инвестиция может очень быстро окупиться и даже принести существенную прибыль юзеру. С помощью функции фарминга, владелец NFT может получить примерно 250-300% доходности за пару следующих лет.
Репост,
12 мар 2021, 19:18
Покрас Лампас продал фото своей работы на криптоаукционе за 2 млн рублей
Авторское полотно «Transition», спроецированное на стену Чирекейской ГЭС, ушло в виде невзаимозаменяемого токена (NFT) за $28,7 тыс. (2,1 млн рублей)
Читать в полной версии
Это был первый NFT-дроп Покраса Лампаса, и художник хотел сделать его символичным, поэтому выбрал проекцию своего полотна на Чиркейскую ГЭС — крупнейшую на Северном Кавказе.
«Работа, оригинал которой написан на холсте, оцифрован и скорректирован для проекции, после спроецирован на физический объект, снова оцифрован и в итоге продается в виде виртуального токена за этериум, на производство которого тратится та самая электроэнергия. Мне кажется, что все идеально сошлось!» — поделился каллиграф.
«Самая мощная гидроэлектростанция на Северном Кавказе, свет на которой был выключен специально для экспериментального фотопроекта Покраса Лампаса. Проект, посвященный балансу между природой и антропогенной деятельностью человека, гидроэнергетикой и технологиями интеллектуального анализа данных, созданием и потреблением», — говорится в описании к лоту на площадке Foundation, где проходили торги.
Покрас Лампас — 29-летний российский художник-каллиграф, работает в стиле каллиграфутуризм и каллиграффити. Сотрудничает с брендами Nike, YSL, Mercedes-Benz, Pirelli, Dries Van Noten, Lamborghini, IKEA, Adidas, MAC. Расписывал крышу бывшей фабрики «Красный Октябрь» в Москве каллиграфией площадью 1625 кв. м (ее видно из космоса); крышу самого высокого здания в Риме — Дворца итальянской цивилизации, в котором находится штаб-квартира Fendi; пешеходный тоннель между ТЦ «Атриум» и Курским вокзалом в Москве, посвятив каллиграфити русским авангардистам.
В 2019 году в Екатеринбурге художник расписал площадь Первой Пятилетки, разместив на ней цитату из манифеста Казимира Малевича, оформленную в крестообразный рисунок. Арт-объект «Супрематический крест» площадью 6,7 кв. м через неделю залили гудроном за «попрание креста». История вызвала широкий общественный резонанс. В итоге Покрас Лампас изменил объект так, чтобы он не оскорблял верующих. Позднее автор раскрыл тайный замысел арт-объекта — зашифрованную в надписи фразу «Товарищ, помни: цензура не должна влиять на искусство».

Петербургский художник Покрас Лампас создал полотно, посвященное Украине.
«Сегодняшние новости разрывают моё сердце — я художник, а не политик, но но вся философия моих работ, манифестов, слов и проектов связана с объединением человечества ради создания общей письменности будущего в гармонии различных культур, идентичностей, особенностей, — написал Покрас Лампас и инстаграме. —
Невозможно прийти к взаимопонимаю без диалога, к результатам через совместную работу, к будущему — без мира и взаимоуважения».
Невозможно прийти к взаимопонимаю без диалога, к результатам через совместную работу, к будущему — без мира и взаимоуважения.
Покрас Лампас
В июне 2020 во время матчей чемпионата Европы по футболу вышел совместный проект художника и оргкомитета ЕВРО-2020 в Петербурге. «Каждая страна готовит не только спортивную, но и культурную программу, и я горд представлять Россию на международной арене. Чтобы подчеркнуть неразрывную связь арт-инициатив и футбола, специально для ЕВРО-2020 я создал концепцию, основанную на слове «Единство», написанном на языках стран-участниц чемпионата, — объяснял Покрас Лампас смысл работы. — Идея посвящена объединяющей силе футбола: команды ощущают единство со своими болельщиками, а города-организаторы создают пространство единого ЕВРО-2020″Единство»».
Новая работа Покраса Лампаса посвящена Украине.
Видя единение всех в моём окружении — от друзей и близких до коллег, независимых СМИ и лидеров мнений, в одной общей и важной ценности «НЕТ ВОЙНЕ», я вижу надежду на то, что не всё потеряно.
Покрас Лампас
«Я верю, что к любому решению можно прийти мирным путем. Что армия нужна для защиты, а не нападения. Что лучше десять лет мирных переговоров вместо одной минуты военных действий.
Мир — Един.
Мир — Для всех.
Все люди — братья.
Человеческая жизнь — Бесценна», — написал Покрас Лампас.
Художник-каллиграф Покрас Лампас — идеолог нового направления в искусстве — «каллиграфутуризма». Он работал с такими брендами, как Lamborghini, FENDI, Pirelli, Dries Van Noten, Adidas, YSL, MAC Cosmetics и многими другими, а также с Третьяковской галереей, Атриумом, Новым Манежем, Альфа-Банком и журналом Esquire. Его арт-проекты Calligraphy on girls и Biggest Calligraphy Artwork стали известными во всем мире и были опубликованы в The Verge, Daily Mail, Juxtapoz Magazine, Fubiz, Imgur, Beautiful Bizzare и ADME.
Одежда Pokras Official — это не просто официальный мерч Покраса Лампаса, это авторский взгляд художника, символично связанный с современным искусством и духом времени.
Метавселенная стала мейнстримом: модные бренды запрыгивают на подножку поезда NFT
к списку
Ну ты гонишь! Harley-Davidson выпустил богатую коллекцию мерча
Традиционно для подобных материалов, начнём с вопроса: что нужно было сделать художнику несколько сотен лет назад, чтобы стать известным? Прежде всего, уметь рисовать. По крайней мере, нам этот навык кажется наиболее важным для художника. В 20-м веке всё смешалось, когда с лёгкой руки Пикассо и Моне навык рисования отошёл даже не на второе место. Сегодня популярность обретают те, кто научился эпатировать толпу, кто умеет придумать наиболее шокирующую историю и рассказать о чёрном квадрате на картине так, как это не делал ещё никто. Среди этих товарищей особняком стоят любители графити и стрит-арта. Возможно, отдельные представители подобных направлений даже способны внятно нарисовать фигуру человека, но ценят их не за это. По всему миру уличные художники несут те или иные ценности, рассказывают людям о себе и проблемах общества. Но есть и те, кто даже на фоне любителей графити может показаться «гением» рисования.

Если вы ничего не знаете о парнишке по имени Покрас Лампас, то срочно бегите в Гугл навёрстывать упущенное. Он весьма интересный персонаж и может вас даже удивить. Заметьте, именно персонаж, а не художник, что крайне важно в данном контексте. Итак, в какой-то момент Покрас решил то ли создать, то ли присоединиться к новому течению каллиграфутуризма. Собственно, это не так важно, ведь вы, скорее всего, никогда больше не услышите этот термин. Покрас использует буквы и слова для создания своих шедевров. Он подбирает рифмы, находит правильное соотношение между теми или иными символами и в целом занимается тем, что кроме него никто не понимает. Он устраивает различные перфомансы, а в последнее время его начали приглашать на зарубежные фестивали, где он проводит мастер классы среди тех, кто не умеет рисовать, но очень хочет стать знаменитым художником.
https://www.youtube.com/embed/jyopRGtNrbE?&wmode=opaqueТак вот, недавно Покрас Лампас нарисовал (лучше почитайте о том, как это происходило в оригинальном источнике) нечто странное и сделал проекцию этого на фоне Чиркейской ГЭС. Всё это он перевёл в NFT-токен и продал за 16 монет Эфира, что соответствует около 50 000 долларов. Судя по всему, Покрасу понравились лёгкие деньги. Словом, парень вошёл во вкус. На этот раз он создал манифест каллиграфутуризма. Предлагаем нашим читателям самостоятельно оценить ценного сего шедевра. Так вот, после этого он перевёл его в NFT-токен и продал за 145 000 долларов или 10 600 000 рублей. Сам манифест разбит на 10 частей, что и позволило получить за него столь внушительную сумму. Ждём ваших комментариев. Ниже работа, которая принесла Покрасу Лампасу 16 монет Эфира.

4080 MSI Gaming в продажеi5 13600K 14 ядер — дешевле и быстрее i7 12700KMSI 3050 за 26 тр в СитилинкеRTX 4080 — 6 видов в Регарде3070 Ti — обвал цен дошел до нас, смотриНовый 13700K и KF дешево в Регарде3060 Ti MSI дешевле 40 трRyzen 7700X 4.5GHz = цена рухнула!Цена RTX 3070 идет к 40 тр13600K очень дешево в Регарде4 вида RTX 4090 в РегардеRTX 3090 уже за 100 тр с началом
Этот материал написан посетителем сайта, и за него начислено вознаграждение.
Мы рады сообщить, что начинаем сотрудничество со всемирно известным художником каллиграфом . Работы Покраса Лампаса будут выставлены на аукционе в первую неделю запуска платформы в рамках кампании «100 creators», приуроченной к запуску маркетплейса.

Покрас Лампас является одним из самых ярких представителей современной каллиграфии, основателем нового направления в искусстве — каллиграфутуризм (Calligrafuturism). Покрас работает с собственным алфавитом, в котором заложены основы стрит-арта, дизайна, типографики и каллиграфии различных культур, поколений и письменностей.

Художник является автором и участником многих арт-проектов и международных выставок, перфомансов и стрит-арт фестивалей. Он создает масштабные каллиграфические композиции в городской среде и интерьере, постоянно экспериментируя с формами и возможностями шрифтов. За последние годы художник стал участником стрит-арт проектов, персональных и групповых выставок в России, Франции, Германии, Италии, Португалии, Китае, Южной Корее, США, Швейцарии и ОАЭ. В июне 2021 года художник запустил масштабный проект в рамках УЕФА ЕВРО 2020, официально представив Санкт-Петербург в рамках чемпионата Европы по футболу.
Каждая работа Покраса будет состоять из трех частей: видео, аудио и текста. Видео основано на фрагментах полотен Покраса Лампаса, возведенных в технический абсолют – из-за сложности графики их невозможно воспроизвести каллиграфией вручную, но при этом каждая составляющая является цифровой версией полотен, выставленных по всему миру. Аудио часть представляет собой голос художника, читающий пункты манифеста на английском языке, а текст – это десять пунктов манифеста каллиграфутуризма.

“Современное искусство исследует не только новые технологии, но и дает возможность предвосхитить будущее в контексте развития культуры и социума. Мои концепции каллиграфутуризма всегда строились на идеях построения нового мира с открытыми границами, в гармонии между человеком и природой, человеком и человеком. Письменность – инструмент, который неразрывно связан с развитием технологий и эволюцией коммуникаций. Наши предки закапывали в землю капсулы времени с письмами в будущее, нам же доступен цифровой код, который сохранит наши идеи в вечности и станет фундаментом построения новой культуры, искусства и экономики.
И я рад оставить свой след вместе с Binance, начав наше сотрудничество с такого важного для меня проекта”, – сказал художник Покрас Лампас.
“Покрас Лампас одним из первых художников пришел из традиционного искусства в цифровое, и он один из тех, кто стоит у истоков развития целой индустрии”, – сказал директор Binance в Восточной Европе Глеб Костарев. “Мы гордимся, что работы Покраса будут представлены на маркетплейсе Binance NFT. Для нас большая честь представлять в NFT пространстве одну из самых заметных фигур современного российского искусства”.
- О диверсификации рисков
- 20 самых дорогих современных художников России
- Как граффити взламывают код города
- О первых деньгах
- О честной цене
- О коллекционерах NFT-полотен
- О художниках в России
- Как зарабатывают цифровые художники
- Творить для себя
- О рынке NFT
- О прозрачности в цифровом искусстве
- О семье
- Как художники губят ликвидность
- О художнике и маркетинге
О диверсификации рисков
Я стараюсь делить на равные доли все, что делаю, чтобы ни один из источников не был для меня доминирующим и чтобы я не ориентировался на этот рынок как на то, что меня кормит и от чего я завишу.
Первая часть, очень важная, это Fine Art. Это все, что я делаю на полотнах, в студии. Но здесь важно понимать: написал ты, например, холст в 2020 году, заплатил за материалы, съемку, аренду студии. А продать его можно в 2022-м, потому что сейчас это слишком яркая идея или нет готовой концепции, серии работ для какой-то выставки. Это долгий путь, поэтому часто, чтобы заниматься искусством, важно иметь финансовую подушку. Галереям и частным коллекционерам выгодно сказать художнику: «Продай мне сейчас дешевле, потому что я готов у тебя купить сразу три работы». И многие на это соглашаются, потому что это крутая сделка. А логичнее подумать, хочу ли я сейчас продать все три новые работы, если знаю, что цена на них будет только расти, или лучше найду другого коллекционера, который будет готов заплатить рыночную стоимость, а не пытаться как-то подвинуть меня или прижать.
Вторая часть — это личный бренд, все, что я выпускаю под своим брендом: одежда, аксессуары и т.д. Все деньги, которые мы на этом зарабатываем, сразу отдаем в оборот. Нет такого, что я забираю себе из оборота хотя бы 100 000 рублей. Поэтому это такая большая инвестиция. Мы втроем делаем наш общий бренд, постоянно вкладываем свои ресурсы, и бренд очень сильно растет: мы сейчас планируем открывать свой первый магазин в Москве.
Четвертая часть — это публичные арт-проекты. Я не рассматриваю их как возможность получить супервысокие гонорары — рынок сейчас просел. Сделать большой проект на улице, даже с точки зрения стоимости краски, дорого. А если мы добавляем еще логистику команды, крутой продакшн и т.д. — получается, что я, делая какой-то большой проект за вроде бы большой гонорар, просто закрываю им аренду студии или простой, который у меня так или иначе наступает. Я не могу себя выдернуть из всех циклов, я должен компенсировать.
И последнее — это уже история с диджиталом, NFT и отчасти лицензированием работ. Это сейчас тоже становится крутой точкой дохода, но, опять же, это не тот доход, который ты берешь из оборота прямо сейчас.
Все эти виды деятельности должны формировать по 20% дохода, а если где-то будет 30-40%, значит, я просто отрезаю из этого 20% и переинвестирую во все остальные. Очень важно, чтобы все было независимо друг от друга. Когда я пишут холст, я не думаю, что его завтра должны купить; когда ко мне приходят за коллаборацией, я не думаю, что я должен завтра подписать договор. Потому что у меня при этом есть холсты, диджитал и прочее.
Стрит-арт продается: зачем Покрасу Лампасу аукцион NFT-искусства
20 самых дорогих современных художников России
Миллионные продажи: 20 самых дорогих современных художников России
Как граффити взламывают код города
«Для меня все началось с граффити. Я понял, что есть уличная среда, которая живет по своим правилам, и есть художники, которые эту среду взламывают. Граффити — это изменение культурного кода города. Когда ты начинаешь мыслить такими категориями, ты уже не думаешь о том, поймают тебя или не поймают. Ты вступаешь в диалог с городскими сообществами, которые начинают обсуждать твои работы в социальных медиа, начинаешь общаться с совершенно новыми для тебя людьми».
О первых деньгах
«Много лет назад я начал зарабатывать одновременно на надписях и логотипах и, помню, мне написали: «Слушай, мы тут открываем новый ресторан, и нужно в меню написать его название каким-то модным каллиграфическим почерком, возьмешься или нет?» Я сделал проект, мне заплатили, по-моему, около $150, по тогдашнему курсу 4500-5000 рублей. Я подумал: «Это же будущее!»
А до этого были какие-то небольшие задачи: что-то оформить, нарисовать небольшую иллюстрацию баллончиками. Но я так плохо рисовал простые вещи, что не мог брать за это деньги, пока не сделаю хорошо, поэтому большую часть вещей я соглашался делать бесплатно, пока не научусь. И я тогда продавал такие бумажки с каллиграфией, это был 2010-й или 2011 год. Для меня 3000-5000 за бумажку было нереальной ценой. Я понимал, что — все, это будущее, я точно могу всю жизнь рисовать эти бумажки. И если сделаю их в месяц десять, это уже отлично.
«Он мало спит и постоянно работает»: как Покрас Лампас зарабатывает миллионы на каллиграфии
О честной цене
«Я работаю с Opera Gallery, сейчас у них 13 пространств по всему миру: Лондон, Нью-Йорк, Париж, Дубай, Сингапур и другие города. Работать с иностранной галереей было сознательным выбором. Мне изначально было важно доказать, что я не занимаюсь каким-то локальным творчеством (не местечковым — это неуважительно, а локальным). То есть мне важно прилететь, например, в Дубай не просто потому, что там можно классно отдохнуть, а потому, что там сейчас интересное сплетение западной культуры, которая стала туда приезжать с бизнесом и проектами, с очень такой жесткой восточной — со своими традициями, своими взглядами на все. Находиться только в России для меня было бы неким барьером для свободы мысли и интерпретации.
Ценообразованием тоже, по сути, занимается галерея. Но она формируют цену, исходя из стоимости работ, которую дает сам художник. Они не могут сказать, что я должен супердешево продать им полотно. Возможно, если цена будет слишком высокой, они будут продавать его два-три года. Не страшно; зато я буду понимать, что это цена, которую я считаю обоснованной с точки зрения моей работы и моего взгляда на этот рынок.
Цена работ — это всегда очень субъективно и зависит от многих факторов: техники художника, количества работ, которые он выпускает в год, и в целом от его бэкграунда. Для художника, который пишет маслом сложные масштабные полотна, две-три работы в год — это уже много. Для кого-то, кто работает в более абстрактной технике, 20 работ — это нормально. Для того, кто делает скульптуры из керамики, это может быть и 100 работ. Я делаю в среднем 15, но, если я пишу какую-то большую сложную серию, это может быть в районе 25-30 работ за год. Из них продается где-то половина или треть — это хороший результат. Если меньше — значит, либо экономика в целом на этом сегменте падает, либо нужно искать какие-то новые регионы и инициировать там проекты, чтобы потихонечку расширять пул коллекционеров. Например, делать выставки — это тоже очень сильно влияет на продажи.
Моя самая большая продажа была больше $30 000. Точную сумму не могу сказать, но через этот порог я точно перешагнул. Меньше работы стоить не стали, разве что у меня появилось несколько полотен совсем маленького размера, там средняя стоимость $5000-8000, но они прямо крохотные.
Раньше большинство моих работ продавались на Востоке, но за последние несколько лет география продаж расширилась, появились довольно важные коллекционеры, в том числе из России. И я думаю, что дальше пул коллекционеров будет разнообразнее. Потому что, во-первых, я стал больше известен за границей, и не только в Европе, но и в США, и в Азии. Во-вторых, у меня все-таки с каждым годом немного меняется стиль. Если, например, в 2017 году работы были очень сильно завязаны на восточной культуре и моих впечатлениях от нее, то сейчас очень много более графичных работ, которые не привязаны так сильно к Востоку и поэтому вызывают гораздо больший интерес на Западе. Им эта эстетика более понятна, и месседж, который я туда закладываю, он как раз-таки глобальный: про гармонию культур, про людей, про взаимодействие человека и природы».
«Роборукой при поддержке инженера или гигантской шваброй на крыше — значения не имеет»: Покрас Лампас о каллиграфии в цифровую эпоху
О коллекционерах NFT-полотен
«Коллекционеры очень разные. Вот сидит в ресторане какой-то человек. У него крипты столько, что он может сейчас купить пентхаус в «Москва-Сити», однако он не покупает, а держит актив, или, как говорят в криптоэкономике, «холдит». Многие коллекционеры анонимны. Чем больше у человека крипты, тем меньше он говорит об этом.
Цифровые объекты покупают те, кому интересно следить за художниками с первых шагов, с первых выставок. Если ты горишь, бывает, что по любви берешь какую-то работу, а потом оказывается, что это крутой актив. Есть и другие коллекционеры, которые строят тактику и стратегию, но при этом не особенно разбираются, что это за работа и что за художник. Просто знают, что этот объект надо купить.
Классические коллекционеры не часто покупают «цифру», потому что они находятся глубоко в рынке традиционного искусства».
О художниках в России
Я думаю, что Россия сейчас — одна из самых интересных стран для художника, который сам знает, куда идти и не боится принимать сложные решения относительно своих проектов и в целом своего развития. Потому что экономика у нас не самая сильная, и, с одной стороны, это плохо, потому что нет сильного внутреннего рынка, а с другой — очень хорошо, потому что все стоит недорого относительно глобальных цен, например, на материалы, краски, холсты, на аренду и логистику. Все-таки это не дешевое занятие. Просто нужно понимать специфику России, и тогда можно потрясающе круто развиваться. Я с каждым годом вижу все больше примеров наших классных российских художников, которые не постарались уехать из страны, чтобы сделать что-то там, а стали развиваться здесь — и добились реально серьезных результатов.
Что касается цензуры в России, мне кажется, она была и есть всегда. Я на себе почувствовал фразу, которую написал на площади в Екатеринбурге: «Товарищ, помни, цензура не должна влиять на искусство» (В июле 2019 года в рамках фестиваля «Стенограффия» Покрас Лампас представил свою работу «Супрематический крест». На следующий день коммунальные службы частично ее уничтожили. Покрас собирался приехать и восстановить арт-объект, но против выступили православные активисты, которые сказали, что «по святыне нельзя топтаться ногами». Лампас изменил эскиз и в октябре 2019-го восстановил работу. — Forbes). Поэтому мы имеем такие же инструменты, чтобы с чем-то бороться, как у кого-то есть инструменты, чтобы ограничивать. Тут уже вопрос, кто умнее, мудрее и ловчее. Я пришел в искусство много лет назад не потому, что хотел стать популярным или решать какие-то социальные вопросы, а потому, что меня волновал вопрос культуры и того, как в будущем изменится письменность, как на нее повлияют, например, открытые границы, технологии и цифровизация нашего мира. Но элемент борьбы важен как гражданская позиция. Я все равно остаюсь гражданином России, мне многие вещи действительно важны и в политическом, и в социальном контексте. Например, последний мой социальный проект с «Лизой Алерт», который связан с пропавшими детьми.
Съесть банан: как «голодный художник» из Майами делает инсталляции с едой ради благотворительности
Как зарабатывают цифровые художники
«Есть работы, которые делаются наперед: я мог написать холст в 2018 году, а продать его только в 2022-м. Зато он ушел за правильную стоимость нужным людям. В 2022 году я отказался от всех коммерческих проектов. Но при этом тратил огромные суммы на зарплату, инвестиции, аренду зарубежной студии и так далее. Кто-то скажет, что я работаю в убыток, но я за это время написал 60 полотен. Сейчас 30 из них полетят на биеннале по каллиграфии в ОАЭ. У них только по таможенным документам оценка составляет $201 000. Не нужно думать о деньгах, когда ты что-то делаешь, нужно думать о том, что ты делаешь.
Художник сейчас во многом зависим от коллабораций, от работы с клиентами. Если ты не можешь продать свой холст по высокой цене, лучше сделать коллаборацию и лицензировать объект. Чем интересно лицензирование? Оно закончится, через два года все права вернутся к тебе. С помощью деловой коллаборации ты расширяешь аудиторию, получаешь новый опыт, создаешь рабочие места и при этом сохраняешь свои главные активы».
Творить для себя
Мы живем в очень многомерном сложном мире, и если бы все знали секрет успеха, то сейчас сидели бы на этом стуле и давали интервью. Но жизнь — она как раз очень нелинейная, поэтому важно помнить, наверно, что нужно делать какие-то вещи не для кого-то, а в первую очередь для себя. Ты — свой самый главный судья, надзиратель, вдохновитель и самый главный стержень, фундамент. И доверять себе нужно максимально. Иначе один человек дает тебе один совет, второй — другой, и все это приводит к тому, что не происходит своевременного точного решения. Важно иметь собственную четкую позицию, а это откатывает нас к тому, что нужно иметь собственную философию. Потому что, если ты понимаешь, что происходит, знаешь, что делаешь и зачем, не возникает вопросов, как это сделать. Ты ищешь способ, как это сделать, потому что ты знаешь, зачем ты к этому идешь.
О рынке NFT
Я специально не делаю много работ на NFT, чтобы не заполнить рынок раньше времени и четко понимать, как устроен каждый аукцион: сколько людей бьются за ставки, почему не бьются, какой экспериментальный арт и куда можно выложить. Поэтому я продал около пяти работ, но это были хорошие продажи по уровню цен. Сейчас мы готовим очень большой проект с Binance, и я буду одним из первых российских художников, представленных на этой площадке на этапе первых, самых главных международных анонсов.
Мы познакомились с Глебом Костаревым, директором по развитию Binance в России и вообще в Восточной Европе. Так или иначе мы друг о друге хорошо знали, потому что у меня есть репутация, медийность и четкое видение этого рынка, а ребятам нужны действительно главные художники от страны, чтобы их представлять, пушить и тем самым показывать, что и в нашем регионе есть успешные артисты, которых можно посоветовать коллекционерам и выставить на площадку, не боясь за то, что будет какой-то треш или цены сильно упадут.
Криптовесна в искусстве: как художники из СНГ стали зарабатывать десятки тысяч долларов за счет бума NFT
О прозрачности в цифровом искусстве
«Конечно, есть много людей, которые пока не разбираются в цифровом искусстве, и на них можно делать деньги, но для художника это очень грустная перспектива: если он становится разменной монетой, он потеряет репутацию. Твои работы должны иметь некую ценность, она должна расти. А как она будет расти, если ты там занимался непонятно чем?
Идея Web 3.0 — это одновременно и про децентрализацию, и про сообщество. Сообщество в крипте очень дружное. Если ты будешь обманывать, то, скорее всего, все будут это знать, потому что в блокчейне легче поднять информацию. В криптоарт-рынке все более прозрачно».
О семье
Я из большой семьи — нас четверо, и я самый старший, поэтому у нас не было какого-то излишнего потребления, но при этом родители всегда со всем справлялись, и я им благодарен. Меня никогда не интересовала возможность получить, например, карманные деньги, купить на них краску и пойти рисовать. Мне либо хотелось выиграть в каком-то баттле, получить эту краску и сделать работу, либо получить, скажем, проект по оформлению самой далекой будки где-нибудь в Солнцево, сдать этот проект и сэкономить материалы во время работы. Думаю, это что-то вроде соперничества, но не с кем-то, а с самим собой. Я всегда думал о том, как сделать что-то круто и при этом не зависеть от каких-либо ресурсов. Потому что я понимаю, как их получить, и я с детства относился к этому очень просто. А вот эмоции, когда ты приходишь домой и понимаешь, что у тебя все спокойно и мирно — это гораздо важнее. Свой круг общения я всегда фильтровал: пусть лучше у меня будут один-два друга, но зато это будут люди, которым я доверяю и чьи ценности я разделяю.
Как художники губят ликвидность
«Многие крутые художники зашли на рынок NFT (англ. Non-fungible token, — сертификат на базе блокчейна, который предоставляет право собственности на конкретный актив, например изображение или видео. — Forbes) раньше меня. Я с ними дружу, вижу их успехи. Раньше они продавали тиражные принты своих работ по $40-$150. Бывало, что однажды утром просыпались и видели, что у них ночью были продажи копий на сумму $100 000. Мне не очень нравится ситуация, когда ты выпустил много работ, продал на пике 10 000 копий, а потом не знаешь, как удержать цену на них. Ликвидность — тонкая штука: она зависит не только от того, сколько ты копий продал, но и от ценности цифрового объекта — от того, чем он интересен людям.
На классическом арт-рынке есть правила, традиции, а в цифровом пространстве такие нормы еще не сложились. Площадки зарабатывают на комиссии, им выгодно разогнать первичный объем продаж. Но если художник продал хорошо на первичке, цена не будет расти вверх, и его новую работу будет продать гораздо сложнее. Многие художники в 2021 году сделали сумасшедший объем продаж, и это жестко затормозило их последующие продажи.
Полгода я с юристом изучал договор с галереей на тему лицензирования цифрового искусства. Продажи через галерею меня многому научили: галерея контролирует объем твоих работ, их стоимость на вторичном рынке. Если работы на вторичном рынке оцениваются ниже, чем на первичном, для художника это означает остановку карьеры на короткий период».
О художнике и маркетинге
Голодный художник — это социальные парадигмы XX или даже XIX века, когда художник так или иначе зависел от финансирования извне, потому что внутренний рынок был слабо развит. Надо было найти какого-то мецената, организацию, которая тебе поможет. Сейчас инструментов гораздо больше: социальные медиа, коллаборации, открытый международный рынок. Поэтому история про то, что сейчас художник при жизни, особенно в начале построения своей карьеры, до 35 лет, не может зарабатывать — это, конечно, бред. Если художник сам отвергает современные инструменты, слава к нему так или иначе все равно придет — я не сомневаюсь, что талантливый художник рано или поздно будет замечен просто потому, что нельзя скрыть нереально крутые работы. В итоге кто-то это разглядит, поможет это поднять в топ и максимально круто развить. Но идея в том, что сам художник сейчас может предпринимать эти действия раньше, чем его кто-то заметит. Сальвадор Дали, Энди Уорхолл, Баския, и даже в какой-то мере наши футуристы, Малевич и Маяковский — это тоже примеры самопромоутирования.
Для меня самого это просто очень органично. Я это делаю не потому, что так надо, а потому, что знаю свое место в том или ином отрезке времени, куда хочу прийти и с чем я хочу туда прийти.
«Живопись — легальная взятка»: коллекционер Валерий Дудаков о вкусах бизнесменов 90-х
